Логистические информационные системы?ереводят организацию управленческих процессов в компании на более высокий уровень. С помощью информационных систем становится возможным решение следующих задач:

  • - увеличить скорость обработки информации и за счет этого более быстро принимать решение;
  • - увеличить объем обрабатываемой информации и за счет этого при принятии решения анализировать большее количество вариантов и выбирать наиболее рациональное решение;
  • - свести к минимуму ошибки при сборке и обработке информации;
  • - принимать обоснованные решения об использовании ресурсов и определение ответственности исполнителей на основе своевременной, достоверной, полной и точной информации;
  • - снизить трудозатраты менеджеров за счет электронного обмена информацией, сведение к минимуму движение документов на бумажных носителях.

Средства информационной логистики должны позволять планировать материальные потоки, управлять ими и контролировать их. Следовательно, основными задачами информационной логистики являются:

  • - планирование логистических потребностей;
  • - анализ решений, связанных с продвижением материальных потоков;
  • - управленческий контроль логистических процессов;
  • - интеграция участников логистической цепочки.

Основные функции информационной логистики:

  • 1. Сбор информации в местах ее возникновения;
  • 2. Анализ информации и ее преобразование;
  • 3. Накопление информации и ее хранение;
  • 4. Транспортировка информации;
  • 5. Фильтрация потока информации;
  • 6. Объединение и разъединение информационных потоков;
  • 7. Выполнение элементарно информационных преобразований;
  • 8. Управление информационным потоком.

Информационный поток - это совокупность различных сообщений, которые циркулируют внутри логистической системы, которая циркулирует между этой системой и внешней средой и необходима для управления и контроля логистической операцией.

Основные носители информационных потоков:

Основные виды информационных потоков:

  • 1. от вида связанных потоком систем:
  • 1) горизонтальные
  • 2) вертикальные
  • 2. По месту прохождения:
  • 1) внешний
  • 2) внутренний
  • 3. По направлению по отношению к логистической системе:
  • 1) входной логистический поток
  • 2) выходной логистический поток
  • 4. По срочности:
  • 1) обычные
  • 2) срочные
  • 3) очень срочные
  • 5. По степени конфиденциальности:
  • 1) обычные
  • 2) содержащие коммерческую тайну
  • 3) содержащие государственную тайну
  • 6. По значимости (для почтовых сообщений):
  • 1) простые
  • 2) заказные
  • 3) ценные
  • 7. По скорости передачи:
  • 1) традиционные (почтовые сообщения)
  • 2) быстрые (электронная почта, телеграф, телефон)
  • 8. По области охвата:
  • 1) местные
  • 2) иногородние
  • 3) дальние
  • 4) международные

Основные показатели информационного потока:

  • 1. Источник возникновения
  • 1. Направление движения потока
  • 2. Скорость передачи и приема

Основные оценки информационных потоков:

  • 1. По источнику возникновения
  • 2. По направлению
  • 3. По объему
  • 4. По порядку согласования
  • 3. По порядку утверждения
  • 4. По сроку действия
  • 5. По порядку хранения

Информационное обеспечение производства является инструментом аналогичного объединения начиная с закупок и заканчивая системой сбыта. Причиной успеха или неудачи во внешней сфере деятельности предприятия на рынке могут быть: получение оперативной информации о событии или ситуации, сложившейся на рынке, отказ или получение запроса на поставку.

Важную роль играет комплекс информационного обеспечения. Связующими нитями являются потоки информации, на которые «надеваются» все элементы логистической системы. Создание баз данных, коммуникации внутри предприятия, наличие ряда мероприятий по принятию решений предполагает информационная сеть.

Еще в недавнем прошлом главные проблемы, которые волновали разработчиков логистических систем, относились к области физических потоков товаров и сырья.

Информационным обеспечением процесса передвижения товара от поставщика до потребителя считалась сопроводительная документация.

По мере развития логистических систем на производстве стала ощущаться необходимость развития и внедрения логистических информационных систем, которые смогли бы объединить в одно целое все логистические подсистемы.

Успешному воплощению этой концепции в практику способствовало осознание того факта, что информация на современном уровне развития производства- самодостаточный производственный фактор.

Его потенциальные возможности открывают большие перспективы для укрепления конкурентоспособности предприятий. Для эффективности анализа информационной деятельности логистики необходимо принимать всю логистическую систему как базу функционально ограниченных логистических подсистем, работа которых как единого целого обеспечивается информационной логистикой на степени ее собственных подсистем. Подобное деление весьма условно.

Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий МП, занимается созданием и управлением информационными системами (ИС), которые технически и программно обеспечивают передачу и обработку логистической информации. Предметом изучения информационной логистики являются особенности построения и функционирования ИС, обеспечивающих функционирование ЛС. Целью информационной логистики является построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие:

  • 1) нужной информации (для управления МП);
  • 2) в нужном месте;
  • 3) в нужное время;
  • 4) необходимого содержания (для лица принимающего решение);
  • 5) с минимальными затратами.

С помощью информационной логистики и совершенствования на ее базе методов планирования и управления в компаниях ведущих промышленных стран происходит в настоящее время процесс, сутью которого является замена физических запасов надежной информацией .

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток -- это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков

Рис. 1

  • - в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;
  • - в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;
  • - в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

опережающий информационный поток в прямом направлении -- это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

  • - одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
  • - вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

  • - источник возникновения;
  • - направление движения потока;
  • - скорость передачи и приема;
  • - интенсивность потока и др.

Формирование информационных систем, рассматриваемых в §§ 11.2-11.4, невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

  • - изменяя направление потока;
  • - ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
  • - ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.

Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются в раздело кибернетики, который называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная единица - бит. При использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт - это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ.

Применяются также производные единицы количества информации: килобайт и мегабайт.

В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:

  • - количеством обрабатываемых или передаваемых документов;
  • - суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах.

Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, так же сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.

Рассмотрим в качестве примера структуру совокупного информационного потока в крупном магазине продовольственных товаров. Основную часть общего объема обращающейся здесь информации (более 50%), составляет информация, поступающая в магазин от поставщиков. Это, как правило, документы, сопровождающие поступающий в магазин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые в соответствии с вышеприведенными определениями образуют входящий информационный поток.

Логистические операции в магазине не ограничиваются получением товаров от поставщиков. Внутримагазинный торгово-технологический процесс также включает в себя многочисленные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри магазина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20%.

В целом примерно 2/3 общего объема обрабатываемой в магазине информации может составлять информация, необходимая для управления и контроля логистических операций. На производственных предприятиях или предприятиях оптовой торговли доля логистических информационных потоков еще значительнее.

В дальнейшем вместо термина «логистический информационный поток» мы будем пользоваться термином «информацнонный поток», не забывая при этом о его логистическом содержании.

1. Информационные системы в логистике

Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем.

Так же как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по - разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую (рис. 2).

Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

  • - техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
  • - информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
  • - математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах - это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

Рис. 2

Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие. «Информационно-техническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для их обработки, а методами и принципами, используемыми для их построения» (31).

Определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система -- это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирование, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике -- задач по управлению материальными потоками).

Являются необходимым звеном в общем производственном процессе. Одним из главных направлений их деятельности считается информационная логистика. Это та отрасль, которая объединяет все этапы производства - от снабжения материалами до реализации продукции. Информационная логистика осуществляет сбор данных, которые необходимы для материального производства.

Основной ее задачей является сбор и своевременная доставка информации как производственным подразделениям, так и руководящему составу компании. При этом следует учитывать, что каждый уровень производственного процесса должен быть обеспечен только необходимыми для его работы данными в нужное время.

Логистические системы доставляют высшим информацию, необходимую для разработки стратегии и политики компании, а также для принятия решений. Среднее звено должно быть обеспечено данными для успешного планирования и организации производственного процесса. Органы, осуществляющие контроль, также должны быть снабжены необходимыми данными.

Информационная логистика осуществляет следующие функции:

1. Получение данных в тех местах, где они появляются.

Обеспечение возможности перераспределения ресурсов с целью их более эффективного использования;

Оценка производственного процесса и его результатов;

Содействие максимальному увеличению прибыли компании.

Для того чтобы сделать работу системы логистики эффективной, применяют различные разработки в области информационных технологий. Сюда входит создание и применение компьютеризированных сетей внутри компании. Они должны объединять все уровни для более быстрой доставки информации. Также необходимо обеспечить систему прикладными программами, которые позволят более оперативно осуществлять

Системы сбора, обработки и должны обладать определенными свойствами. Во-первых, они должны быть способны поддерживать уменьшение или увеличение количества пользователей. Во-вторых, они должны дать возможность обрабатывать информацию сразу нескольким пользователям. Еще одним важным показателем является возможность для каждого потребителя самостоятельно настраивать поток информации. Последнее качество - это открытость и возможность сотрудничества с другими системами для обмена информацией.

Информационная логистика - это важная часть деятельности любой компании.

Движение материальных потоков и его результаты зависят от движения связанных с ними информационных потоков.

Экономическая информация - совокупность функционирующих в экономических объектах сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления , как планирование , учет , экономический анализ , регулирование и др.

Логистическая информация - это целенаправленно собираемые сведения, необходимые для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия .

Информационное обеспечение логистики на предприятии представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации.

Без своевременного обмена информацией невозможно осуществление логистической деятельности. Информация способствует скоординированности работы подразделений. Ни одно из направлений логистики не смогло бы выполнять свои задачи, если бы не имело необходимой информации.

Логистические исследования, представляющие собой систематический сбор и анализ данных по проблемам товародвижения, являются незаменимым средством для принятия эффективных управленческих решений.

Изучение информации, как функция управления предприятием в условиях рынка , дает проверенные практикой рецепты выхода с минимальными рисками на положительные коммерческие результаты логистической деятельности. Чтобы нормально функционировать, предприятие должно получать полную и качественную информацию до и после принятия его руководством управленческих решений.

Хорошая информация позволяет предприятию:

  • получать конкурентные преимущества;
  • снижать финансовый риск;
  • определять отношение покупателей;
  • обосновывать интуитивные решения;
  • повышать эффективность деятельности;
  • следить за внешней средой;
  • координировать стратегию;
  • повышать доверие к достигнутым договоренностям и принятым обязательствам .

Необходимость в получении более обширной информации обусловлена:

  • переходом от традиционного подхода к управлению материальным потоком, когда составные части системы действовали разрозненно, к новой, логистической, в которой цели каждого структурного подразделения подчинены общей цели всего предприятия;
  • переходом от рынка продавца к рынку покупателя;
  • переходом от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции (развитие логистического сервиса) и т. д.

Информация используется во всех направлениях логистической деятельности.

Потребность в информации возникает уже на стадии планирования основных логистических процессов. Для этого используют данные об основных результатах деятельности в периодах, предшествующих прогнозируемому, и об основных направлениях развития налоговых и правовых отношений в обществе в качестве сдерживающих или стимулирующих факторов. Эти данные дают возможность наметить основные направления логистической стратегии.

На этапе закупок используется информация о поставщиках, выпускаемых товарах, новинках. Здесь информация, поступающая извне, помогает выбрать лучшего поставщика. Информация, поступающая из микрологистической системы, позволяет исходя из данных о наличии запасов, производственных мощностей и финансовой устойчивости предприятия грамотно сформулировать заявку на материалы, сырье и полуфабрикаты. Обмен информацией между предприятиями-партнерами позволяет достичь договоренности об условиях и сроках поставки.

Большое значение имеет информация и при транспортировке продукции. На основе имеющихся данных предприятие имеет возможность определить тип и вид транспортного средства, соответствующего перевозимому грузу, выбрать экспедиционную фирму с оптимальными тарифами. Крайне важна здесь нормативно-правовая информация, так как все виды перевозок, как внутренних, так и внешних, подчиняются целому ряду законодательных актов. Кроме того, наличие информации о перевозимом грузе позволяет создать оптимальные условия для его транспортировки, грамотно организовать погрузочно-разгрузочные работы. Сопоставление товаросопроводительной документации с информацией о фактическом состоянии груза в момент прибытия дает основания для предъявления претензий и др.

При организации систем складирования используют данные экономических расчетов о развитии складской сети; нормативные, санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к организации складских процессов. Кроме того, своевременно полученная информация о фактическом состоянии запасов способствует расчету оптимального количества запасов, а также созданию условий для обеспечения их сохранности, предотвращения хищений и порчи товара.

При работе с покупателями задача информации - создать представление о потенциальном рынке сбыта и каналах распределения готовой продукции.

Система логистической информации - это постоянно действующая система сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее в целях совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля над исполнением логистических мероприятий.

Информацию собирают и анализируют с помощью четырех вспомогательных систем, которые в совокупности составляют: внутренняя отчетность, рыночные исследования, анализ информации и сбор текущей внешней информации.

При определении параметров предприятия финансовая и бухгалтерская отчетность играет особую роль. Эта система внутренней отчетности отображает показатели текущего сбыта, суммы расходов , объемы материальных запасов, движение денежных средств , информацию о дебиторской и кредиторской задолженности. Чаще всего используют:

  • форму № 1 «Баланс предприятия»;
  • форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
  • справки к форме № 2 «Справка к отчету о финансовых результатах и их использовании»;
  • форму № 5 «Приложения к балансу предприятия».

Для анализа деятельности предприятия составляют аналитический баланс, определяют текущие показатели, такие как ликвидность, финансовая устойчивость и эффективность производства. Затем эти показатели сравнивают с нормативными, делают прогноз вероятности банкротства и оценивают кредитоспособность предприятия. Далее устанавливают, возможно ли развитие предприятия при существующей концепции логистики или требуется разработка новой.

Проведенные исследования показывают, что введенные с клавиатуры компьютера данные о товаре содержат в среднем одну ошибку на каждые 300 веденных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до одной ошибки на 3 млн знаков. Средняя стоимость работ по выявлению и устранению одной ошибки Американская ассоциация менеджмента определила в 25 дол.

В основе технологии штрихового кодирования и автоматического сбора данных лежат простые физические законы . Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины. Его изображение наносится на предмет, который является объектом управления в системе. Для регистрации этого элемента проводят операцию сканирования. При этом небольшое светящееся пятно или луч лазера сканирующего устройства движется по штриховому коду, пересекая попеременно тонкие и толстые линии. Отраженный от светлых полос световой луч улавливается сверхчувствительным устройством и преобразуется в дискретный электрический сигнал. Расшифровав световой код, ЭВМ преобразует его в цифровой.

Сам по себе цифровой код товара информации о его свойствах, как правило, не несет. Уникальное 13-значное число является лишь адресом ячейки в памяти ЭВМ, которая и содержит все сведения об этом товаре, необходимые для машиночитаемых документов. Совокупность этих сведений образует базу данных о товаре. В последующем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью сети электронной связи или на машиночитаемых носителях.

В момент выдачи чека кассовым компьютером главный компьютер секции принимает в свою память информацию о том, что данный товар продан. Получение товаров со склада и реализацию этот компьютер сопровождает арифметической увязкой массивов в картотеке наличия. Таким образом, система перманентно обеспечивает не только суммовой, но и количественный учет товаров, что невозможно организовать без кодировки.

Количественный учет реализации используется для своевременного пополнения ассортимента. Автоматически составленный и переданный по сети электронной связи заказ на завоз товаров в магазин или подачу их в торговый зал учитывает складывающийся спрос по каждой товарной позиции.

Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Отметим ее основные преимущества.

На производстве:

  • создание единой системы учета и контроля движения изделий и комплектующих частей на каждом участке, а также над состоянием логистического процесса на предприятии в целом;
  • сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок.

В складском хозяйстве:

  • автоматизация учета и контроля материального потока;
  • сокращение времени на логистические операции с материальным и информационным потоками.

В торговле:

  • создание единой системы учета материального потока;
  • автоматизация заказа и инвентаризации товаров;
  • сокращение времени обслуживания покупателей.

Другим прикладным направлением информационной логистики является маркировка пакетов машиночитаемым кодом.

В логистических процессах объектом управления является не только единица товара, но и грузовой пакет, включающий в себя десятки, а то и тысячи отдельных единиц товара. При этом отдельная единица товара, преимущества кодирования и автоматической идентификации которой рассмотрены выше, является основным предметом труда лишь на завершающей стадии товародвижения, т. е. в магазине. На более ранних стадиях товар движется большей частью в форме грузовых пакетов. Отсутствие единообразия и согласованности у участников логистических процессов в вопросах кодирования, маркировки и идентификации этих пакетов существенно замедляет движение материального потока, затрудняет управление им на всех этапах продвижения от поставщика к потребителю.

В условиях, когда в опте сосредоточиваются грузы от многих поставщиков, применяющих разные, зачастую несовместимые системы идентификации грузовых пакетов, эффективная организация управления материальными потоками затруднена. У производителей потери эффективности возникают на стадии распределения. Транспортники «недобирают» эффект в процессе перевозки, оптовики теряют в процессе хранения и сортировки грузов, а розничная торговля - в процессе выполнения закупочных операций.

С одной стороны, перечисленные потери, а с другой - высокий уровень развития компьютерной техники и информационной технологии позволили Международной ассоциации EAN разработать единый стандарт на маркировку грузовых пакетов.

Как в свое время введение стандарта на поддоны, так и введение единого стандарта на маркировку грузовых пакетов в состоянии коренным образом изменить систему грузопереработки, резко повысить эффективность логистических процессов.

Предложенный стандарт предусматривает маркировку грузового пакета специальной этикеткой, которая может содержать различную информацию: о товаре, сроках хранения, а также информацию, позволяющую однозначно идентифицировать данную грузовую единицу. По желанию грузоотправителя на этикетке может содержаться информация о названии фирмы или другие данные.

Для того чтобы в процессе обработки этикетка была постоянно видна оператору, ее наносят на все четыре стороны грузового пакета.

Преимущества, которые обеспечивает применение этикетки EAN:

  • обеспечивается простая и однозначная идентификация поддона. Серийный код транспортной упаковки является своеобразным ключом, обеспечивающим доступ к информации, хранящейся в компьютере;
  • этикетка, нанесенная первоначально поставщиком пакета, может использоваться всеми без исключения участниками цепи «производитель - потребитель»;
  • значительно облегчается процесс коммуникации между партнерами;
  • сканирование штриховых кодов обеспечивает быстрый и правильный ввод информации;
  • неоднократно снижается время обработки грузов на всех этапах.

Итак, мы видим, что во все времена отсутствие информации не позволяет адекватно оценивать окружающую среду. Принятие решений, направленных на повышение эффективности деятельности по управлению материальным потоком, невозможно без наличия полной, точной и достоверной информации о событиях и явлениях. Чем большее количество информации находится в распоряжении логистиков, тем лучше и легче принимаются управленческие решения. С развитием НТП все большее значение приобретет автоматизация систем организации информационных потоков. Это связано с тем, что автоматизированная система обработки и обмена данных сокращает бумажную работу, возможность ошибок и таким образом снижает затраты предприятия на исправление этих ошибок. Автоматизированные системы управления информационным потоком позволяют избежать простоев в работе и внедрить на предприятиях систему быстрого реагирования и поставки точно в срок.

1. Логистическая информация - это целенаправленно собираемые сведения, необходимые для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.

Хорошая информация позволяет предприятию получать конкурентные преимущества, снижать финансовый риск, определять отношение покупателей, обосновывать интуитивные решения, повышать эффективность деятельности, следить за внешней средой, координировать стратегию, повышать доверие к достигнутым договоренностям и принятым обязательствам .

Система логистической информации - это постоянно действующая система сбора, классификации, анализа , оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее в целях совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля над исполнением логистических мероприятий.

2. Информационная система - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике - задач по управлению материальными потоками).

Информационные системы подразделяют на три группы: плановые, диспозитивные (диспетчерские), исполнительные (оперативные).

Федеральное агентство по образованию Е.К. Нагина В.А. Ищенко Информационная логистика Теория и практика Учебно – методическое пособие для вузов Воронеж 2007 2 Утверждено Научно – методическим советом экономического факультета 11 января 2007 г., протокол № 22. Рецензент к.ф.-м.н., профессор факультета ПММ ВГУ О.Ф. Ускова Учебно – методическое пособие подготовлено на кафедре информацион- ных технологий и математических методов в экономике экономического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендовано для студентов экономического факультета Воронежского государственного университета дневной формы обучения, сдающих экза- мен по информационной логистике, для слушателей, обучающихся по про- грамме MBA, а также всех, кто интересуется вопросами информационной составляющей в логистике. Для бакалавров направления 080100 “Экономика”, специализации – “Ма- тематические методы в экономике” 4 курса дневного обучения и для обу- чающихся по программе MBA. 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Развитие логистических информационных технологий, новых схем взаимодействия предприятий в интегрированной цепочке поставок (ИЦП), подход к логистической информации как стратегическому ресурсу способ- ствуют акцентированию внимания на таком виде деятельности, включае- мом в логистику, как информационная логистика. Всеобъемлющая кооперация, характерная для современной мировой экономики, подразумевает широкое сотрудничество между предприятиями в области продаж, сервиса, цепочек поставок, а также интеграцию процес- сов на базе логистических информационных технологий. Если в период всеобщего внимания к ИТ – решениям усилия предприятий были сосредо- точены преимущественно на совершенствовании внутриоперационной деятельности по планированию ресурсов предприятия на базе систем клас- са ERP, CRM, то в настоящее время внимание менеджеров концентрирует- ся на взаимоувязке функционирования десятков разнопрофильных пред- приятий, входящих в различные бизнес – альянсы. Такая концепция тре- бует и нового подхода к разработке программного обеспечения. Однако какой бы инструмент программного обеспечения пользова- тель не выбрал, актуальным будет оставаться вопрос об обеспечении взаи- модействия локальных логистических информационных систем между со- бой. Дело в том, что сегодня самым современным и одновременно обще- принятым стандартом для организации управления цепочкой поставок яв- ляется BPEL (Business Process Execution Language). На базе этого продукта можно создать единую интеграционную платформу для всех используемых приложений. Задача заключается только в том, чтобы обеспечить трансля- цию процессов, описанных средствами моделирования, в среду BPEL. Эволюция развития ИТ бизнес – моделирования и анализа характе- ризуется переходом от средств визуального описания небольших участков бизнеса цепочек поставок к средствам описания ИТ – архитектуры интег- рированной цепочки поставок в целом. Расширены также сфера и масшта- бы применения этих средств – от обмена информацией между небольшой командой специалистов до управления всей интегрированной цепочкой поставок, что предполагает наличие исчерпывающих знаний об их дея- тельности. Наиболее перспективным направлением совершенствования ИТ в управлении ИЦП является все более полная интеграция систем бизнес – моделирования и анализа с системой SCM – управление цепочкой поста- вок на базе платформы BPEL. Дальнейшее совершенствование и развитие интегрированной логи- стики требует системного подхода, когда управление предприятием или цепочкой рассматривается как единый, целостный процесс. Применитель- но к предприятию как бизнес – системе понятие процесса трактуется как бизнес – процесс, под которым следует понимать совокупность взаимосвя- 4 занных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы процесса в его выходы. Именно последовательное применение системного анализа привело к тому, что деятельность предприятий в цепочке поставок стала рассматри- ваться как совокупность бизнес – процессов. Практическими проявления- ми этого стали процессный подход и процессное управление. Процессное управление – это схема управления предприятиями в цепочке поставок, при которой исходя из бизнес – целей определяется совокупность процес- сов для их достижений, а процессы в свою очередь определяют необходи- мые для них структуру и ресурсы. Если в традиционной цепи процессное управление продвижением материального потока начинается от поставщика сырья к потребителю, то новые технологические платформы предполагают преимущественную об- работку информационных импульсов клиентов. Новая ИТ – архитектура содержит информационное обеспечение производственных процессов не для склада, а для удовлетворения индивидуализированных требований клиентов. Благодаря ориентации на клиента, отсутствию барьеров между под- разделениями, наличию ответственного за результаты процесса (владельца процесса) и другим преимуществам процессной организации деятельности процессноориентированное внедрение информационных систем гаранти- рует максимально эффективную автоматизацию деятельности компании, а также интеграцию различных информационных систем и приложений, ис- пользуемых в ней. Рассмотрение вопросов функционирования ИТ в новой экономиче- ской среде, в которой такие понятия, как “электронный бизнес”, “инфор- мационная логистика”, “электронная коммерция”, ресурсная концепция логистической информации и ее ключевых компетенций, анализ интегри- рованных ЛИС представляются в новом свете и требуют нового качест- венного осмысления, позволяет под системным углом зрения оценить со- стояние дел по управлению предприятиями и интегрированными цепочка- ми поставок (ИЦП) в экономике Российской Федерации. Один из карди- нальных путей повышения эффективности бизнеса – его автоматизация на базе использования телематики (комбинации ПК и коммуникаций), Интер- нет – технологий и систем электронного бизнеса. Однако современный бизнес и открытая архитектура ИТ, основанная на Интернете, многократно увеличивают риски. Управление рисками явля- ется важнейшей особенностью в деятельности ИЦП, ориентированной на электронные системы обработки данных и интегрированную логистику. 5 ЧАСТЬI ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЛОГИСТИКУ 1. Что такое информационная логистика Введение Логистика – наука о планировании, организации, управлении, кон- троле и регулировании движения материального и связанного с ним ин- формационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного по- требителя. В реальной жизни организации не действуют изолированно друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материалы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям. Для всех этих цепочек деятельности по перемещению материалов и сопровождаю- щего их информационного потока, а также организаций, участвующих в перемещении и обработке материального потока, используется общий термин – цепь поставок. Цепь поставок состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от по- ставщиков начального уровня до конечных потребителей. Каждый продукт имеет свою собственную и уникальную цепь поста- вок, причем некоторые из них могут быть очень длинными и очень слож- ными. Поскольку физический поток материалов сопровождается потоком информации, он связывает все части цепи поставок, передавая данные о продуктах, запросах потребителей, материалах, которые надо переместить, времени, объеме запасов, наличии видов продукции, возникающих про- блемах, затратах, уровнях обслуживания и т.д. Координация потока ин- формации порой очень трудна, и менеджеры логистических служб часто считают, что они больше занимаются обработкой информации, чем пере- мещением товаров, поскольку конкурентоспособность цепи поставок зави- сит от обмена информацией, добавляющей ценность. Совет логистическо- го менеджмента (CLM) в своем определении логистики также указывает на наличие комбинации материальных и информационных потоков. Логистика – это процесс планирования и реализации потоков и за- пасов сырья, незавершенного производства, готовой продукции и потока сопутствующей информации от места изготовления продукции до места ее потребления с целью обеспечить соответствие продукции требовани- ям заказчика. Если в традиционной цепи поставок процесс продвижения матери- ального потока начинается от поставщика сырья к потребителю, то новые технологические платформы предполагают преимущественную обработку 6 информации, поступающей от клиентов для удовлетворения индивидуали- зированных требований клиентов. Расширенное взаимодействие, когда управление предприятием или цепочкой рассматривается как единый, це- лостный процесс, требует системного подхода. Именно формирование но- вой методологии воззрения на устройство корпорации (логистической це- почки) с позиций кибернетики и безопасности наиболее плодотворно ис- пользует потенциал информационных ресурсов. В предлагаемом учебно-методическом пособии рассматривается но- вое осмысление качества логистической информации, которая напрямую связывается с понятиями “информационные ресурсы”, “интегрированная логистика”, “цепочки поставок”. Понимание интегрированной логистики как информационного ресурса, неограниченного потенциала предприятия расширяет горизонты традиционной логистики. В последнее время проблема эффективности информационного обеспечения логистики сводилась к разработке программного обеспечения для решения задач функциональных областей логистики, таких как: закупочная логистика, производственная логистика, складирование и грузопереработка, распределительная логистика, транспортная логистика, информационная логистика. В зависимости от обстоятельств к функциональным областям логи- стики может быть отнесено и множество других видов деятельности. Ино- гда организация может включить сюда прогнозирование продаж, составле- ние производственных графиков, управление обслуживанием потребите- лей, связи с внешними партнерами, операции через посредников и т.д. По нашему мнению, на смену такому одностороннему подходу, по- лучившему в последнее время широкое распространение, должен прийти системно-ресурсный взгляд на повышение эффективности информацион- ной составляющей логистики, который должен содержать рекомендации по повышению производительности и эффективности информационных ресурсов. Определение информационной логистики Информационная логистика как один из видов логистической дея- тельности как раз и занимается рассмотрением и изучением вопросов функционирования ИТ в новой экономической среде, ресурсной концеп- ции логистической информации и ее ключевых компетенций, а также изу- чением вопросов анализа, построения и сопровождения интегрированных логистических информационных систем (ЛИС), что позволяет под систем- ным углом зрения оценить состояние дел по управлению предприятиями и ИЦП в экономике Российской Федерации. 7 В настоящее время существует достаточное количество определений информационной логистики. Согласно Курта Хессига и Мартина Арнольда, под информационной логистикой понимается организация и использование систем информаци- онного обеспечения производственно – хозяйственных процессов на пред- приятии. Информационная логистика – научное направления, связанное с раз- работкой рациональных методов управления информационными потоками на всем пути прохождения материального потока. Информационная логистика – оптимизация информационного пото- ка, способствующая обеспечению конкурентных преимуществ, предпри- ятия на рынке. По нашему мнению, каждое из этих определений нельзя рассматри- вать обособленно друг от друга. В каждом из них есть та основа, которая приводит к более точной формулировке понятия информационной логи- стики. Отсюда и авторское определение “информационной логистики” – как нового научного направления, основной функцией которой является организация и сопровождение логистических информационных систем, предназначенных для хранения, обработки, оптимизации и выдачи инфор- мационных ресурсов логистики, преобразованных в информационный про- дукт, с применением рациональных методов управления, в интересах обеспечения конкурентных преимуществ ИЦП на рынке в долгосрочной перспективе. Объект и предмет изучения, содержание информационной логистики Объектом изучения информационной логистики является информа- ционный поток и информационные процессы, связанные с его обработкой в процессе производственно-коммерческой деятельности ИЦП. Предметом изучения информационной логистики является оптими- зация информационных потоковых процессов. Оптимизация осуществля- ется (глобальная) сквозная с позиции единого целого, как системы ИЦП. Логистический информационный поток включает в себя данные о поступ- лении материального потока на предприятие, его передачу, обработку ин- формации, сопровождающей движение материального потока в процессе его обработки, превращения в готовую продукцию и реализации готовой продукции. Содержание информационной логистики заключается в разработке и сопровождении ЛИС для моделирования оптимизируемых информацион- ных потоков в процессе решения логистических задач с ограниченными материальными ресурсами, опираясь на многовариантные комбинации ИРЛ, которые являются более дешевым инструментом управления ИЦП для достижения стратегических и оперативных целей таких, как: достижения с наименьшими затратами максимальной приспособлен- ности фирм, входящих в ИЦП, к условиям постоянного изменения внешней среды; 8 улучшения конечного финансового результата, повышения на рынке своей доли и получения преимуществ перед конкурентами; обеспечения своевременной и качественной доставки продукции по- требителям на основе высокого уровня сервисного обслуживания; снижения затрат на 20-50% за счет переноса центра тяжести от ис- пользования материальных ресурсов в сторону информационных на основе быстрого, качественного и своевременного обмена данными; поддержания высокого уровня вероятности своевременной поставки продукции и получения дохода на основе анализа рисков и обеспе- чения приемлемого уровня безопасности. Становление и дальнейшее развитие электронного и, как следствие этого, “прозрачного” рынка предполагает возможность мгновенного дос- тупа к информации о наличии товаров, ресурсов. Это приводит к росту конкуренции между производителями, поставщиками, транспортными предприятиями, ИЦП. Конкурентная борьба идет уже не только между предприятиями, но и между цепочками поставок и различными комбина- циями логистических информационных ресурсов. Функционирование ИЦП в условиях постоянных изменений внешней среды приводит к росту риска и неопределенности. Все это требует наличия таких ЛИС, которые обеспечивали бы постоянную адаптацию к меняющейся обстановке. Ориентируясь на необходимость подобных ЛИС, производители ИТ увеличивают номенклатуру различных видов программного обеспечения и их функциональность, что приводит к появлению программных средств, обеспечивающих поддержку логистических процессов и электронного бизнеса, их автоматизацию и оптимизацию коллективного взаимодействия партнеров по бизнесу. Следующим шагом в этом направлении является рассмотренная Л.Б. Миротиным и А.Г. Некрасовым модель взаимодействующих предприятий в рамках цепочек поставок на базе концепции ИРЛ. Суть этой концепции заключается в следующем: переход от традиционной (вертикальной) интеграции к сетевой (распределенной) интегрированной логистической среде, опирающейся на комбинации ключевых компетенций логистики (ККЛ) в саморегулируемых компетенц-центрах (КЦ). Новый принципиальный подход назван методологией расширяюще- гося логистического взаимодействия (РЛВ). В результате расширенного взаимодействия между КЦ достигается высокая производительность ЛС, снижение затрат и приемлемый уровень риска, а значит, и безопасности. Кроме того, система должна иметь возможность наращиваться новыми модулями (КЦ) в зависимости от объема и пути перемещения материаль- ного потока. Рассмотрим значение термина “методология”. Методология – учение о структуре, логической организации, мето- дах и средствах деятельности. Структура построения методологии РЛВ приведена на рис. 1.1. 9 2. Складирование 3. Грузопереработка 1. Транспортировка и упаковка Структура ККЛ 5. Управление запасами 4. ИРЛ Рис 1.1. Структура построения методологии РЛВ С помощью интеграции информационных потоков участников ЛС осуществляются комбинации ККЛ в рамках КЦ, что видно на рис. 1.1. Другой важной позицией методологии РЛВ является наличие гибких автономных модулей – КЦ, которые самостоятельно настраиваются на из- менения рыночной среды. В этом случае КЦ расширяются на базе сущест- вующей структуры или образуют новый центр на основе задания, функ- ции, услуги. Такая модульная динамика предприятий ИЦП, а также одно- временное объединение логистической информации и других ресурсов способны повысить эффективность взаимодействия, создать конкурентные преимущества для всех предприятий ИЦП. К уровню самоорганизующих систем не подошла по различным при- чинам ни одна из лучших аналогов ЛИС. Существует устойчивое мнение, что “природные системы не оптимальны в математическом смысле”. Как справедливо отмечал Ст. Бир, проблема заключается не в скорости счета и выборе наилучшего варианта, который соответствует выбранному крите- рию, а в способности выживания всей системы . Именно выживаемость (безопасность системы) является наиболее комплексной характеристикой для ИЦП. Таким образом, приоритет эвристического подхода в сочетании с компьютерной алгоритмизацией составляет “ядро” самоорганизации в использовании методологии РЛВ. Указанный подход позволяет формиро- вать структуру ККЛ КЦ цепочки с ориентацией на конечный результат функционирования. С позиций рассмотренной выше методологии РЛВ мы можем уточнить содержание информационной логистики, которое заклю- чается в разработке ЛИС на основе встроенных в нее системных алгорит- мов решения логистических задач, позволяющей выбирать лучший (с точ- 10 ки зрения “безопасности”) вариант функционирования ИЦП для достиже- ния стратегических и оперативных целей. Достижение целей и задач концепции “расширяющейся” ИЛ немыс- лимо без создания системы самоорганизации. В основу механизма самоор- ганизации должен быть положен кибернетический принцип управления сложными экономическими системами, который до настоящего времени в теории и практики логистики не получил должного применения. 2. Кибернетический подход в информационной логистике Общие понятия кибернетики и кибернетического подхода в информа- ционной логистике Современное логистическое управление не ограничивается внутри- фирменным управлением экономикой, а охватывает хозяйственные связи между поставщиками, производителями и потребителями. Но до сих пор не сформулирован подход к структуре новой организации информацион- ных ресурсов логистики, основанной на принципах системного анализа и кибернетики. Кибернетика - наука об общих принципах управления, связи и пере- работке информации в различных системах. Рассмотрим основные понятия кибернетики. Объектом изучения кибернетики являются динамические системы, к которым с полным правом мы можем отнести предпринимательскую или производственно-коммерческую деятельность, облекаемую в целеустрем- ленную логистическую систему. Предметом изучения кибернетики являются информационные про- цессы, связанные с управлением динамическими системами. Логистическую систему можно рассматривать как управляемую сис- тему, а значит, её можно отнести к категории кибернетических систем. С этих позиций представляется возможным исследовать и изучать логисти- ческую систему на основе кибернетического подхода. Кибернетический подход- это исследование логистической системы на основе кибернетических принципов, в частности, с помощью выявления прямых и обратных связей, рассмотрения элементов системы как некото- рых “черных ящиков”. Цель кибернетического подхода в логистике применение кибернети- ческих принципов, методов и технических средств для достижения наибо- лее эффективных, в том или ином смысле, результатов логистического, т.е. оптимизирующего управления. Коренными понятиями кибернетики являются: система, обратная связь, информация. Системы, которые изучает кибернетика,- это множество элементов, соединенных между собой цепью причинно-следственной зависимости. Такое соединение получило название “связь”.