Цифровой камерой теперь никого не удивишь - она имеется, наверное, в каждой семье. Снимает на камеру и стар и млад; качество фотографий при этом оставляет желать лучшего: многие снимки будто окутаны каким­то туманом; ярко­синее небо выглядит на них серым, закат вовсе не столь восхитителен, как вам казалось при съемке; вполне различимые в процессе фотографирования объекты на полученных изображениях оказываются в глубокой тени и т.д. Показывать такие фото друзьям и знакомым, а также печатать их, конечно, не хочется. Если на снимках отражены действительно важные для вас моменты жизни, то можно попытаться улучшить их с помощью того или иного программного инструментария. Однако не все пользователи обладают нужным опытом для этого, да и времени на коррекцию фотографий требуется немало.

Встает более чем актуальная задача: как можно быстро и при минимальной подготовке (либо вообще в отсутствии оной) улучшить зафиксированные на фотоаппарат мгновения. Разумеется, речь не идет о получении шедевров фотоискусства с точки зрения профессиональных фотографов, а просто об улучшении яркости, контрастности и насыщенности снимков, регулирования на них цветовой гаммы, вытягивания теней и т.п. Если соответствующие корректирующие операции провести грамотно, то вы сможете получить естественные и привлекательные фотографии из казалось бы безвозвратно потерянных низкокачественных изображений.

Вопрос в том, какие программные решения в состоянии обеспечить подобные преобразования в автоматическом режиме и с наименьшими усилиями для пользователя. Тут возможны варианты… Теоретически минимальные возможности для базовой автофотокоррекции предусмотрены теперь даже в обычных просмотрщиках графики, таких как XnView, IrfanView и пр. Однако для изменения неправильной настройки экспозиции, исправления плохой цветопередачи, усиления резкости изображения и т.п. разумнее обратиться к более подходящим продуктам - специализированным программам для улучшения снимков или комплексным решениям для обработки изображений (фоторедакторам и фотоорганайзерам). Некоторые такие программы мы и рассмотрим в этой статье. Но вначале уточним ряд правил, которые стоит соблюдать для проведения успешной автокоррекции.

Правила, о которых не стоит забывать

  1. Автокоррекция снимков, которые уже были подвергнуты какой­либо художественной обработке (например, к фото добавили эффекты и рамки), скорее всего будет неудачной. Любые «украшательства» изображений производят только на завершающем этапе, после всех требуемых операций по коррекции: устранения шума, цветокоррекции, регулировки резкости и т.д.
  2. Не стоит пытаться корректировать фотографии разными программными средствами по очереди, так как в ходе подобных преобразований в некоторых решениях происходит удаление какой­то важной информации о снимке - в итоге результаты автокоррекции в других программных продуктах могут оказаться совершенно непредсказуемыми.
  3. Если вы используете вместе с камерой фильтры, создающие различные эффекты при фотосъемке, то будьте готовы к тому, что в ходе автоматической коррекции эффект может быть отменен. Поэтому не исключено, что для улучшения таких изображений снимки придется корректировать вручную.

Специализированные программы для улучшения снимков

Узкоспециализированного софта для улучшения (или, как принято говорить, для оптимизации) снимков на рынке немного; мы остановимся на наиболее популярных среди пользователей программах: Photomizer, PhotoPerfect Express, Ashampoo Photo Optimizer и SuperEasy Photo Booster. Они ни в коей мере не претендуют на замену полноценных редакторов для обработки изображений, но тем не менее позволяют подправлять цифровые фотографии, причем без малейшего труда (буквально парой кликов мыши). Кроме того, данные решения не требуют от пользователя никаких глобальных знаний по коррекции (объемные руководства изучать также не потребуется), так что разобраться с ними - не проблема.

Для оптимизации снимков в любой из таких программ достаточно указать обрабатываемый снимок (возможно улучшение сразу десятков и сотен фото в пакетном режиме) и запустить процесс преобразований, щелкнув на соответствующей кнопке, а затем сохранить итоговое изображение. И всё - ваши снимки станут более выразительными и более реалистичными практически в мгновение ока (рис. 1).

Рис. 1. Примеры оптимизации изображений в Photomizer

Photomizer 2.0

Разработчик: Engelmann Media GmbH

Размер дистрибутива: Photomizer - 18 Мбайт; Photomizer PRO - 30,4 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7/8

Способ распространения: shareware (3-дневная демо-версия - ftp://ftp.engelmann.com/photomizer.exe ; ftp://ftp.engelmann.com/photomizer-pro.exe)

Цена : Photomizer - 29,99 евро; Photomizer PRO - 49,99 евро

Photomizer - простое решение для быстрого улучшения снимков, в том числе в пакетном режиме. Программа умеет автоматически исправлять ошибки цвета и экспозиции, улучшать недостаточно четкие изображения и улучшать уровень освещенности в областях света и тени. Также она может быть использована для устранения шума и удаления артефактов, возникающих в результате JPEG-сжатия изображений. Как показывает практика, это решение показывает впечатляющие результаты при обработке снимков с неправильными или приглушенными цветами (последнее часто имеет место при подводной съемке), размытых или туманных пейзажах, фотографий, сделанных при неблагоприятных погодных условиях либо при недостаточной освещенности, старых отсканированных фото и др. Для экономии времени в программе предустановлены входные профили, настроенные для оптимизации цифровых снимков, сделанных камерой, слайдов, негативов, фотографий с веб­камер, отсканированных снимков и кадров, снятых мобильным телефоном (возможно создание пользовательских профилей). Программа представлена в двух редакциях: базовой Photomizer и расширенной Photomizer PRO; последняя оснащена более солидным набором встроенных входных профилей и дополнительно включает инструментарий для устранения дисторсии, а также наложения простых эффектов и рамок.

Любые преобразования в Photomizer могут быть выполнены, по сути, в несколько шагов - достаточно загрузить снимок, выбрать входной профиль и отметить флажками интересующие операции (рис. 2), хотя при желании можно вмешаться в процесс преобразования, изменив степень воздействия той или иной операции на изображение. Обработанные фото сохраняются в форматах JPG или BMP. Возможна оптимизация сразу сотен изображений в пакетном режиме.

Рис. 2. Быстрая автокоррекция фото в Photomizer

PhotoPerfect Express 1.0

Разработчик: Arcadia Software

Размер дистрибутива: 40,9 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7

Способ распространения: freeware (http://www.photoperfect.com/download.html)

Цена: бесплатно, однако для использования ряда возможностей (некоторых алгоритмов и пакетной обработки) требуется приобретение лицензионных ключей: алгоритм i?e Standard - 24,99 долл.; алгоритм i?e Professional - 94,99 долл.; алгоритм Perfectly Clear - 49,99 долл., модуль пакетной обработки Batch and More - 15 долл. и т.д.

PhotoPerfect Express - простая и удобная программа для быстрого улучшения снимков. В ней реализовано пять алгоритмов оптимизации изображений: RGBMax, YMax, Xe847, i2e и Perfectly Clear - первые три могут быть использованы бесплатно; два других предлагаются на коммерческой основе (при использовании коммерческих алгоритмов без оплаты на снимки устанавливается водяной знак). Каждый из алгоритмов по-своему обеспечивает улучшение изображения за счет регулирования цвета, яркости, контрастности, резкости и ряда других параметров, при этом результат, как правило, оказывается заметно лучше оригинала (данное утверждение относится и к бесплатно доступным алгоритмам, так что приобретать ключи к коммерческим средствам многим пользователям не нужно). Хотя все, конечно, зависит от исходного снимка, например, для улучшения блеклых и выцветших фото, а также изображений с глубокими тенями лучше воспользоваться алгоритмом Perfectly Clear, при обработке пейзажей или изображений, снятых при дневном свете, прекрасные результаты демонстрирует алгоритм Xe847, с помощью которого удается привести цифровой снимок к тому виду, каким его видел фотограф в момент съемки, и т.д. При использовании алгоритмов i2e и Perfectly Clear при автокоррекции снимка также может быть устранен эффект красных глаз и минимизирован шум. Стоит заметить, что в случае применения трех последних алгоритмов возможно осуществление более тонкой настройки ряда параметров оптимизации вручную с учетом индивидуальных особенностей обрабатываемого фото, что позволяет добиться еще более впечатляющих результатов.

Провести автоматическую коррекцию снимков в PhotoPerfect Express проще простого - достаточно открыть папку с фотографиями, указать снимок (при необходимости его можно повернуть) и выбрать тот алгоритм оптимизации, результат обработки с помощью которого оказался лучшим (рис. 3). Конечно, предварительно нужно просмотреть результаты по каждому из алгоритмов, что можно сделать, просто щелкая по кнопкам с именами алгоритмов и наблюдая за изменением фото, или вызвав на экран окно сравнения результатов (Image Optimization ® All at once), в котором снимок будет представлен в шести вариантах: оригинальном и пяти преобразованных. Итоговые изображения сохраняются в форматах JPG, BMP, TIF или PNG и могут быть отправлены на печать в популярных форматах (9×13, 10×15, 13×18, 20×25 и т.д.).

Рис. 3. Оптимизация фото по алгоритму Xe847 в PhotoPerfect Express

Проведение оптимизации изображений в пакетном режиме в PhotoPerfect Express теоретически возможно, однако на практике воспользоваться соответствующим инструментарием смогут только коммерческие пользователи, так как требуется приобретение модуля пакетной обработки Batch and More, который не только позволяет оптимизировать сотни фотографий одновременно, но и обеспечивает доступ к функциям кадрирования фото и изменения его размеров.

Ashampoo Photo Optimizer 5.5

Разработчик : Ashampoo GmbH & Co. KG

Размер дистрибутива: 51,2 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7/8

Способ распространения: https://www.ashampoo.com/ru/rub/fdl)

Цена: 299,99 руб.

Ashampoo Photo Optimizer - удобная программа для быстрой коррекции неудачных снимков в пакетном режиме или по одному. Она автоматически анализирует изображение и производит требуемые корректировки цвета, яркости и контрастности, а также «вытягивает» тени и повышает резкость изображений. Как правило, в результате подобных преобразований визуально снимки становятся намного привлекательнее, оказываются более яркими, контрастными и выразительными; особенно это заметно на затемненных и выцветших фотографиях, снимках, сделанных при неудачном освещении, и т.п. Однако бывают и исключения, в нашем случае, например, программе иногда не удавалось нужным образом скорректировать баланс цветов. В Ashampoo Photo Optimizer предусмотрен также инструментарий для обработки снимков вручную - можно вращать и отражать изображения, кадрировать их, выравнивать горизонт, устранять эффект красных глаз и проводить цветовую коррекцию. Дополнительно возможно применение к фото простых эффектов (сепия, состаривание, размытие и др.) и внедрение в них водяных знаков.

Автоматическое улучшение снимков в программе требует от пользователя минимум усилий - нужно только открыть папку с изображениями и щелкнуть по кнопке «Оптимизировать» (рис. 4). В случае ручной корректировки цвета значения яркости, контрастности, оттенка, насыщенности и цветовой гаммы регулируются ползунками. Обработанные фото сохраняются в форматах JPEG, BMP, PNG, TGA или TIFF; возможна отправка фотографий по электронной почте, публикация их в веб­альбомах Facebook и Picasa, установка в качестве обоев рабочего стола и печать. Оптимизировать в один клик в Ashampoo Photo Optimizer можно не только одно фото, но и одновременно все изображения в папке.

Рис. 4. Улучшение снимка с помощью Ashampoo Photo Optimizer

SuperEasy Photo Booster 1.1

Разработчик : SuperEasy GmbH & Co. KG

Размер дистрибутива: 8,31 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP(SP 1)/Vista/7/8

Способ распространения: shareware (семидневная демо-версия - https://www.supereasy.net/en/usd/dld/0008/SuperEasy-Photo-Booster/)

Цена: 19,95 долл.

SuperEasy Photo Booster - очень простая утилита для автоматического повышения качества фотографий. Программа распознает те участки фотографии, которые могут выглядеть лучше и оптимизирует их автоматически, регулируя яркость, насыщенность и контрастность изображения, устанавливая правильный баланс белого, корректируя яркость в светлых и темных областях. Результат получается примерно такой же, как в случае обработки изображений в PhotoPerfect Express по алгоритму оптимизации RGBMax.

Для коррекции одного снимка достаточно открыть его и при необходимости изменить уровень оптимизации (рис. 5); в случае пакетной обработки вместо файла указывается папка, кроме того, требуется настроить параметры преобразования и затем запустить процесс. Итоговые изображения сохраняются в форматах JPG и BMP.

Рис. 5. Автокоррекция фото в SuperEasy Photo Booster

Комплексные решения для обработки снимков

Решений для обработки фотографий на рынке представлено немало, в их числе разного рода фоторедакторы и фотоорганайзеры. Функциональность подобных программ равно как и сложность их освоения может быть самой разной. Продвинутым фотолюбителям имеет смысл обратить внимание на достаточно серьезные фоторедакторы Adobe Photoshop Elements и Corel PaintShop Pro, новичкам разумнее выбрать более простые в применении инструменты, например, программу «Домашняя фотостудия» или фотоорганайзер Picasa.

В любом из таких решений представлен традиционный набор возможностей для удобного управления фотоколлекциями и редактирования изображений. В плане редактирования доступны не только базовые операции (изменение размеров фотографий, вращение, кадрирование и т.д.), но и более сложные действия с подключением широкого спектра инструментов для технической (изменение ракурса, устранение оптических искажений и искажений перспективы, исправление неправильной настройки экспозиции, усиление резкости изображения, коррекция плохой цветопередачи и т.п.) и художественной ретуши (применение эффектов, наложение рамок и пр.). Также в названных решениях предусмотрен тот или иной инструментарий для автоматической коррекции фотографий. Оптимизировать изображения с его помощью несложно, хотя в любом случае предварительно придется уделить определенное время на ознакомление с выбранным приложением (особенно это касается Adobe Photoshop Elements и Corel PaintShop Pro). Однако результаты автокоррекции в таких решениях, за исключением, пожалуй, только продукта от Adobe, не столь впечатляющи, как при использовании специализированных программ для улучшения снимков.

Adobe Photoshop Elements 12

Разработчик : Adobe Systems Inc

Размер дистрибутива: 1,08 Гбайт

Работа под управлением: Windows XP(SP3)/Vista(SP2)/7/8; есть версия под Macintosh

Способ распространения: http://www.adobe.com/downloads/)

Цена: 99,99 долл. (Adobe Photoshop Elements 11 в интернет-магазине Allsoft.ru от 2121,52 руб.)

Adobe Photoshop Elements - комплексный инструмент для организации и редактирования цифровых фотографий. Приложение включает два модуля: органайзер и графический редактор, последний представляет собой упрощенную версию именитого профессионального графического редактора Adobe Photoshop, ориентированную на фотолюбителей. Встроенный органайзер позволяет импортировать, управлять, просматривать и искать фотографии и видеоклипы (возможна организация снимков по людям, месту съемки и событиям), а также предоставляет простые способы для демонстрации (создания фотоальбомов, настенных подарочных календарей, открыток и пр.) и онлайнового обмена снимками. Графический редактор включает традиционный для такого рода решений набор инструментов (кисть, карандаш, градиент и т.п.), умеет работать с выделенными областями и масками, поддерживает слои (в том числе корректирующие слои и слои-заливки) и включает обширную библиотеку эффектов.

Графический редактор предназначен для детальной коррекции фотографий и может работать в одном из трех режимов: в быстром Quick, управляемом Guided (с выводом рекомендаций, упрощающих применение операций) и в режиме Expert. Интересующие в ракурсе данной статьи инструменты для быстрой автоматической коррекции доступны в быстром режиме. В первую очередь - это так называемая «умная коррекция» Auto Smart Fix, с помощью которой одним кликом мыши можно скорректировать цветовой баланс и улучшить отображение теней и светлых областей, а значит и общий вид снимка в целом. Результат подобной коррекции обычно достаточно впечатляет (рис. 6). В данном режиме также доступны инструменты для осуществления автокоррекции уровней Auto Levels (регулирует общую контрастность изображения и может повлиять на его цвет), контраста Auto Contrast (регулирует общий контраст изображения, не затрагивая его цвета), цвета Auto Color (обеспечивает регулирование насыщенности и цветовых оттенков - рис. 7) и резкости Auto Sharpen (обеспечивает повышение детализации). Кроме того, в «быстром» режиме имеются инструменты для удаления эффекта красных глаз, отбеливания зубов и удаления пятен, правда данные операции выполняются уже вручную.

Рис. 6. «Умная коррекция» в Adobe Photoshop Elements

Рис. 7. Автоматическое регулирование насыщенности в Adobe Photoshop Elements

Что касается пакетного режима, то в Adobe Photoshop Elements предусмотрена возможность обработки нескольких файлов (File ® Process Multiple Files), в ходе которой изображения могут быть улучшены (за соответствующие операции отвечает панель Quick Fix - рис. 8) и при необходимости дополнены водяными знаками. Также при пакетной обработке возможно автоматическое переименование файлов, уменьшение их размера и конвертирование.

Рис. 8. Пакетная коррекция снимков в Adobe Photoshop Elements

Corel PaintShop Pro X6

Разработчик : Corel Corporation

Размер дистрибутива: 237,5 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7/8

Способ распространения: shareware (30-дневная демо-версия - http://www.corel.com/corel/category.jsp?cat=cat4130131&rootCat=cat3520071)

Цена: 99,99 долл. (в Allsoft.ru версия Corel PaintShop Pro X5 от 3165,94 руб.)

Corel PaintShop Pro - комплексное решение для упорядочивания и обработки снимков, предназначенное для широкого пользователя. Данное решение включает интегрированный органайзер, а также графический редактор. Органайзер обеспечивает организацию и управление фотоколлекцией (поддерживается технология распознавания лиц и привязка снимков к карте вручную либо на базе GPS-данных), а также создание стильных фотопроектов (фотоальбомов, коллажей, открыток, календарей, слайдшоу и пр.) с возможностью публикации их на YouTube, в Facebook или на Flickr. В свою очередь графический редактор поддерживает слои, маски и альфа­каналы и поставляется с большими наборами градиентов, масок, узоров для заливки, текстур, рамок, тюбиков, форм и кистей. Он объединяет широкий набор инструментов для коррекции снимков, а также включает множество вариантов обрамлений, впечатляющий набор встроенных эффектов и фильтров и натуралистичные инструменты Art Media Tools.

В Corel PaintShop Pro реализовано три рабочих пространства: Manage, Adjust и Edit. В первом осуществляется просмотр, упорядочивание и поиск фотографий, рабочие пространства Adjust и Edit обеспечивают возможность редактирования снимков средствами встроенного графического редактора - в обоих в числе прочего предусмотрены и инструменты для проведения автоматической коррекции. Это функции One Step Photo Fix (фотокоррекция в один шаг) и Smart Photo Fix (интеллектуальная фотокоррекция). Функция One Step Photo Fix отвечает за регулирование экспозиции и баланса белого, а с помощью функции Smart Photo Fix автоматически либо с подключением ползунков регулируется уровень яркости, теней, бликов и насыщенности. Результаты такой коррекции могут быть разными - порою фотографии визуально смотрятся заметно лучше оригинальных, хотя, на наш взгляд, часто они оказываются слишком яркими (рис. 9). В других случаях, особенно при обработке снимков, сделанных при ярком солнечном свете и имеющих слишком выраженные области света и тени, полученные изображения вовсе не радуют глаз. Так что тут все зависит от исходного материала. Что касается пакетной обработки, то предусмотренный в этом плане функционал позволяет только переименовывать и конвертировать изображения.

Рис. 9. «Интеллектуальная» автофотокоррекция в Corel PaintShop Pro

«Домашняя фотостудия»

Разработчик: AMS Software

Размер дистрибутива: 57,35 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7/8

Способ распространения: shareware (10-дневная демо-версия - http://amspark.ru/HomeStudio.exe)

Цена: от 690 руб.

«Домашняя фотостудия» - простой редактор для обработки снимков. Программа включает минимальный набор инструментов для работы с фото и ориентирована на начинающих фотолюбителей. С ее помощью можно кадрировать снимки и выравнивать на них горизонт, изменять яркость и контрастность, регулировать цветовой баланс и т.п. Кроме того, на изображения можно накладывать рамки и маски, добавлять тень и трехмерный контур, создавать на базе снимков открытки и календари.

Встроенные в программу инструменты автоматической коррекции (меню Изображение ® Каталог улучшения или использование соответствующих сценариев) позволяют устранять наиболее типичные дефекты - улучшать слишком темные или, наоборот, слишком светлые фото, сделать более яркими снимки с блеклыми и невзрачными цветами и др. В результате автокоррекции изображения нередко выглядят действительно лучше (рис. 10). Пакетная обработка файлов поддерживается, и при ее проведении наряду с переименованием и конвертированием файлов возможно применение к ним сценариев из группы «Улучшение фото».

Рис. 10. Автоматическая коррекция теней в программе «Домашняя фотостудия»

Picasa 3.9

Разработчик: Google

Размер дистрибутива: 14,3 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7

Способ распространения: freeware (http://dl.google.com/picasa/picasa39-setup.exe)

Цена: бесплатно

Picasa - популярный фотооргранайзер, интегрированный с веб­альбомами Picasa. Программа объединяет инструментарий для каталогизации снимков (на базе альбомов и коллекций «Люди») и их публикации (создание фотоколлажей, запись фото на компакт­диск, публикация в Blogger и др.), просмотра и простого редактирования фотографий. Встроенные инструменты редактирования позволяют изменять размеры снимков, вращать их, кадрировать, а также выполнять ряд операций по коррекции изображений (устранению эффекта красных глаз, настройке яркости, контрастности и др.). Возможно наложение фильтров и эффектов.

Простейшая автокоррекция в программе реализована, правда, по минимуму. Это функции «Мне повезет!» (обеспечивает исправление цвета и контрастности), «Автокоррекция контраста» и «Автокоррекция цвета». Результаты автоматической оптимизации снимков могут быть вполне удовлетворительными (рис. 11), однако чаще все­таки не радуют глаз, хотя некоторые положительные изменения в изображениях обычно имеют место. Что касается пакетной обработки, то в Picasa в пакетном режиме возможен только экспорт изображений в папку с их переименованием и изменением размера.

Рис. 11. Удачное использование функции «Мне повезет!» в Picasa

Заключение

Если вы не горите желанием вникать во все подробности технологии коррекции изображений и ограничены во времени, то без программного инструментария для автоматической оптимизации снимков вам не обойтись (ведь все равно хочется, чтобы фото выглядели привлекательнее). Подключив к делу одно из решений с подобной функциональностью вы без проблем сможете заметно повышать качество своих фотографий. Причем за минимальное время даже при большом количестве снимков в случае их пакетной обработки. Возможна и иная ситуация (правда, при условии соответствующей подготовки пользователя) - массовая обработка обычных фото (отпускных, с вечеринки и т.п.) инструментами для автокоррекции вместе с доведением отдельных, выдающихся, по мнению пользователя, фотографий вручную.

Что касается решений для быстрого улучшения сделанных снимков, то, на наш взгляд, предпочтительнее использовать узкоспециализированные программы, которые обеспечивают более высокое качество оптимизации и более удобны для решения данной конкретной задачи, нежели комплексные программные продукты для обработки снимков.

Коррекция изображения в Photoshop

Софья Скрылина, преподаватель учебного центра «Арт», г.Санкт-Петербург

В КомпьюАрт № 12’2011 рассматривались методы диагностики цветового сдвига и некоторые инструменты Photoshop для цветовой коррекции изображения. В этом номере мы продолжим удалять цветовой сдвиг с помощью других инструментов, а также разберем ситуации, когда целесообразнее применять модель Lab вместо модели RGB.

Варианты

Диалоговое окно Варианты (Variations), помимо удаления цветового сдвига, позволяет регулировать тоновый баланс изображения. В верхней части окна расположены две миниатюры — исходного изображения и результата корректировки. Далее представлены примеры коррекции, для применения конкретного варианта необходимо просто щелкнуть по его миниатюре (рис. 1). Используя ползунок, можно задать точность коррекции, а с помощью переключателей — изменение насыщенности изображения или области коррекции: Тени (Shadows), Средние тона (Midtones), Света (Highlights).

Если окно применяется повторно, то перед коррекцией необходимо сбросить предыдущие настройки, щелкнув по миниатюре оригинала.

Вызывается это окно командой Изображение (Image) -> Коррекция (Adjustments) -> Варианты (Variations). На рис. 2 приведен пример устранения с помощью данного окна избытка красного цвета.

Рис. 2. Пример удаления цветового сдвига с помощью диалогового окна Варианты (слева — исходное изображение)

Применение диалогового окна Подобрать цвет

Команда Подобрать цвет (Match Color) позволяет удалить цветовой сдвиг в одном изображении на основе другого изображения. Применяется она тогда, когда необходимо обработать серию фотографий, снятых в одинаковых условиях. В таком случае достаточно на одном снимке сбалансировать цвета, а остальные обработать этой командой, взяв за источник изображение с удаленным цветовым сдвигом. Данная команда оказывается также удобной для балансировки цветов у разных изображений, объединенных в одном проекте, чтобы можно было использовать одинаковые цвета, которые бы хорошо согласовывались.

Для согласования цветов двух изображений необходимо выполнить следующие манипуляции:

  1. Открыть в Photoshop оба файла, перейти в окно той фотографии, которая подлежит коррекции (рис. 3).
  2. Выполнить команду Изображение (Image) -> Коррекция (Adjustments) -> Подобрать цвет (Match Color).
  3. Из раскрывающегося списка Источник (Source) выбрать изображение, цвета которого будут использованы для замены цветов в фотографии с цветовым сдвигом (рис. 4).
  4. Настроить параметры коррекции:
  • с помощью ползунка Светимость (Luminance) — яркость пикселов изображения;
  • посредством ползунка Интенсивность цветов (Color Intensity) — насыщенность цветов;
  • используя ползунок Ослабить (Fade) — частично восстановить оригинальные цвета изображения;
  • при установке флажка Нейтрализовать (Neutralize) программа попытается определить, какие оттенки изображения были нейтральными, и сохранить их такими. Данная операция не во всех случаях верно определяет нейтральный цвет.

Результат коррекции и исходная фотография приведены на рис. 5.

Рис. 5. Пример устранения избытка красного цвета с помощью диалогового окна Подобрать цвет (слева — исходное изображение)

Быстрая корректировка цветового сдвига

Помимо инструментов, имеющих большое число разных настроек, Photoshop предлагает быстрые инструменты для коррекции. В относительно простых ситуациях они помогут вам довольно быстро получить удовлетворительный результат. Рассмотрим инструменты для автоматической коррекции цветового сдвига.

Инструменты автокоррекции

Автоматическая коррекция цвета выполняется в диалоговом окне Уровни (Levels) или Кривые (Curves) щелчком по кнопке Авто (Auto), а ее настройка — в диалоговом окне, открываемом щелчком по кнопке Параметры (Options), — рис. 6.

Для цветовой коррекции можно применять три пипетки: черную , серую и белую . Если изображение содержит области, которые должны обладать нейтральным цветом, то используется серая пипетка. Для определения черной и белой точек применяются черная и белая пипетки соответственно. Чтобы воспользоваться ими, необходимо, выбрав нужную пипетку, просто щелкнуть ею по той области, которая должна быть серой, черной или белой.

Пипетки можно применять совместно с ползунками в диалоговом окне Уровни (Levels) или точками в диалоговом окне Кривые (Curves). Сначала с помощью пипеток частично удаляется цветовой сдвиг, а затем проводится более тонкая цветовая и тоновая коррекция.

На рис. 7 приведен пример устранения цветового сдвига с помощью белой пипетки. Щелчок был выполнен по облаку, находящемуся справа от купола Исаакиевского собора.

Рис. 7. Устранение цветового сдвига и осветление изображения с помощью белой пипетки (слева — исходное изображение)

Помимо уровней и кривых автокоррекция может быть выполнена с помощью команды Изображение (Image) -> Автоматическая цветовая коррекция (Auto Color). Так, на рис. 8 приведен пример коррекции изображения здания Кунсткамеры.

Рис. 8. Устранение цветового сдвига с помощью команды Автоматическая цветовая коррекция (слева — исходное изображение)

При сравнении полученного результата с рис. 2 видно, что результат автокоррекции ближе к действительности — он содержит меньше голубого цвета, чем в случае использования диалогового окна Варианты (Variations). В то же время с помощью окна Варианты (Variations) вода приобрела голубоватый оттенок, благодаря чему снимок стал похож на открытку. В любом случае выбор остается за пользователем!

Следует также отметить появившийся в Photoshop CS5 инструмент, который позволяет за счет увеличения детализации и свечения краев придать живость и блеск фотографии. Это диалоговое окно Тонирование HDR (HDR Toning), которое находится в меню Изображение (Image) -> Коррекция (Adjustments). В нем можно обработать фотографию на заключительном этапе коррекции. Так, на рис. 9 результат, полученный в окне Варианты (Variations), скорректирован в окне Тонирование HDR (HDR Toning).

Использование диалогового окна Цветовой тон/Насыщенность

Диалоговое окно Цветовой тон/Насыщенность (Hue/Saturation) не предназначено для балансировки изображения по цветам. Оно применяется к изображениям, не имеющим цветового сдвига! Но оказывается незаменимым для повышения или понижения насыщенности изображения, которая регулируется соответствующим ползунком (рис. 10).

Более того, это окно позволяет влиять на определенные цвета изображения. Так, на рис. 11 после общего повышения насыщенности небо было обработано путем влияния только на голубые и синие цвета. В ходе коррекции были получены более яркие и насыщенные цвета изображения.

Рис. 11. Результат повышения насыщенности изображения в окне Цветовой тон/Насыщенность (слева — исходное изображение)

Коррекция изображения в режиме Lab

В цветовой модели Lab яркость полностью отделена от изображения, поэтому для проведения тоновой коррекции достаточно влиять только
на канал яркости, а для цветовой коррекции — на цветовые каналы a и b . Следует обратить внимание на то, что цветовой охват у модели Lab шире, чем у RGB, поэтому можно безболезненно выполнять преобразование из RGB в Lab и обратно столько раз, сколько необходимо.

Тоновая коррекция в режиме Lab

Перед тем как перейти к коррекции, следует преобразовать изображение в цветовую модель Lab, выполнив команду Изображение (Image) ->Режим (Mode) -> Lab . На рис. 12 приведено изображение купола и его гистограмма, которая показывает, что необходимо повысить контрастность изображения.

Для повышения контрастности применяется большинство инструментов тоновой коррекции, кроме диалоговых окон Экспозиция (Exposure) и Тонирование HDR (HDR Toning). На рис. 13 приведен пример использования диалогового окна Уровни (Levels), коррекция проведена только в канале Яркость (Lightness). Как видно, теперь требуется повысить насыщенность изображения.

Повышение насыщенности изображения в режиме Lab

Для повышения насыщенности фотографии в диалоговом окне Кривые (Curves) необходимо изменить угол наклона прямой в каналах a и b . На рис. 14 для повышения насыщенности фотографии купола в обоих цветовых каналах угол прямой увеличен на одну величину.

Рис. 14. Результат повышения насыщенности путем увеличения угла наклона прямой в обоих цветовых каналах модели Lab

Обратите внимание, что в ходе цветовой коррекции в модели Lab возникает гораздо меньше шума, чем в случае, например, применения инструмента Цветовой тон/Насыщенность (Hue/Saturation) в модели RGB. Так, на рис. 15 приведен результат повышения насыщенности фотографии уже знакомого нам пейзажа. Фотография слева обработана в диалоговом окне Цветовой тон/Насыщенность (Hue/Saturation) в модели RGB, которое дало шум в области неба. В этом случае пришлось дополнительно обработать части изображения инструментами Размытие (Blur) и Палец (Smudge) для удаления разноцветных пикселов (см. рис. 11). На рис. 15 (справа) эта же фотография была скорректирована только в цветовых каналах модели Lab в окне Кривые (Curvers). Как видите, никакого шума коррекция не создала.

В некоторых случаях цветовую модель Lab удобно использовать для перекраски изображения, о чем рассказывалось в КомпьюАрт № 4’2011.

Итак, Photoshop предоставляет довольно много инструментов для цветовой и тоновой коррекции, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Лучше проводить коррекцию несколькими инструментами, чтобы потом выбрать наилучший результат. 

Статья подготовлена по материалам книги «Photoshop CS5. Самое необходимое» Софьи Скрылиной

Множество функций в профессиональных растровых редакторах исправляют дефекты изображений, но цветокоррекция никогда не считалась делом легким. Средства автоматической коррекции избавляют от рутины, оставляя за человеком лишь финальные операции.

Я давно работаю с Photoshop, поэтому скептически отнесся к новости о том, что какой-то разработчик выпустил очередную версию фильтра, автоматизирующего процесс коррекции цветов в изображении. Но любопытство победило — решил попробовать. Загрузил демонстрационную версию и попытался понять, чем подобное ПО может пригодиться новичкам и какая польза от него профессионалам. Так родился обзор программ автоматической коррекции изображений.

Предвижу возражение скептиков — полностью труд человека ни одна программа не заменит. Зато избавить от рутины ей вполне по силам даже профессионалов: удобно видеть результат нескольких корректировок сразу (в лучших пакетах — до 7-8 параметров, некоторые можно отключить и оценить разницу). Иные программы позволяют избирательно воздействовать на выбранные области изображения (как правило, ограничиваясь тремя стандартными диапазонами: Shadows, Midtones, Highlights и их комбинациями). В Photoshop, к сожалению, одновременный просмотр вариантов есть только в операции Variations (Вариации), но ограниченность настроек сводит практическую пользу к нулю.

Но менее опытным пользователям при работе с бытовым цифровым фото подобное ПО позволяет двумя-тремя нажатиями мышки получить вполне приемлемый результат. В самом деле, в Photoshop около десятка функций управления параметрами изображения (Image/Adjustments), многие имеют пропасть регулировок. Если учесть, что одной операции часто недостаточно (обычно процесс занимает 2-3 этапа — коррекция тональности, цветового баланса, повышение четкости, и каждый может растянуться на несколько шагов), то средства автоматической коррекции основных параметров изображения станут самым настоящим спасательным кругом.

Human Software Autocorrect

Human Software не блещет разработками, пользующимися популярностью у дизайнеров, — все продукты ориентированы на новичков, которым время от времени нужно что-то «сваять» на любительском уровне. Как следствие, Autocorrect — простенькая утилита для быстрой коррекции цветов в изображениях (доступна первая и, по всей видимости, последняя версия). Возможности — повышение четкости фотографий, удаление муара и цветокоррекция (оригинальный механизм дает неплохие результаты). В окне фильтра можно управлять перераспределением тонов (аналогично Curves в Photoshop) в композитном изображении и отдельно в каждом канале. Скорость действия заслуживает высокой оценки.

Auto F/X AutoEye 2.0

С такой программой просто приятно работать

Начиная с 1994 г. Auto F/X разрабатывает различные модули для растровых редакторов (два набора DreamSuite, DreamSuite Gel и Photo/Graphic Edges). AutoEye доступна в виде подключаемого модуля и самостоятельного приложения. Основной упор в текущей второй версии был сделан на внешний вид — теперь он в модном стиле акваинтерфейса.

Все элементы управления разделены на три группы: Enhance Controls (удаление артефактов), Color Controls (собственно цветокоррекция) и Creative Controls (спецэффекты). В первой собраны средства для выравнивания в изображении цветового баланса (Remove Color Cast), восстановления деталей (Rebuild Detail), подавления шума (Smooth Noise) и муара (Anti-Moire). Установки из второй воздействуют на перераспределение в изображении цветов (Saturation, Hue, Contrast, Brightness). Интересна настройка Tonal Range, увеличивающая глубину тона без роста контраста и изменения общего цветового баланса. Можно вносить дополнительные эффекты вроде размытия (известные по Photoshop типы Motion, Radial, Zoom). Модуль дает весьма приличные результаты, а вот насколько актуальны его спецвозможности — вопрос спорный. Качество работы AutoEye, оцениваемое по удалению избытка цветов (color cast) в автоматическом режиме, по сравнению с другими фильтрами из обзора оказалось наивысшим.

Особенность фильтра — Memory Dots, запоминающая текущие результаты на время рабочего процесса. Нужные параметры записываются в виде предустановок Presets.

iCorrect EditLab 3.0

Разработки компании Pictographics мало известны, что, впрочем, нисколько не умаляет их значимость. EditLab, обладая самым аскетичным интерфейсом и минимальным количеством настроек среди аналогичных разработок, приносит вполне осязаемую практическую пользу.

Коррекция возможна в полностью автоматическом и ручном режимах. В последнем случае требуется вручную определить уровень серого в изображении при помощи стандартной пипетки, а затем — уровни белого и черного (предусмотрен отказ от операции). На основании этих данных утилита создает скорректированное изображение. В автоматическом режиме дополнительных настроек не предусмотрено — кнопка Auto все сделает сама. В этом же окне отображаются параметры яркости, контраста и насыщенности, использованные при автокоррекции (при желании их можно редактировать вручную). С задачей восстановления цветового баланса iCorrect справился хорошо, причем подобной радикальности не проявил никакой другой продукт (фильтр практически полностью задавил «красноту» в изображении). Но более продвинутые операции (подавление муара, повышение четкости) разработчики, по всей видимости, решили оставить нам для самостоятельного решения.

Среди оригинальных настроек отмечу автоматическую привязку указываемых областей к трем определенным цветовым диапазонам (Skin, Foliage, Sky). Выглядит это так: допустим, нужно откорректировать цвет лица. Сначала с помощью пипетки «скалываем» места, которые должны иметь телесный цвет (для облегчения задачи определения того, какие же цвета попадают в выбранный диапазон, включаем параметр Show sampled region в Preferences), а затем щелкаем Skin. Все цвета, попавшие в диапазон, утилита подгоняет к стандартным значениям цвета кожи европейцев. Хлопотное занятие превращается в простую операцию. То же относится к подгонке цвета листвы и неба. Если результат не удовлетворяет, можно перенастроить стандартные значения и сохранить для повторного вызова (Save Color Circuit). Расширяют возможности программы регулировки яркости и насыщенности изображения.

Intellihance Pro 4

Компанию Extensis особо представлять не надо — ее продукты нашли признание дизайнерско-верстальной братии. Пионер направления — фильтр Intellihance — популярен с давних пор. Чуть ли не со времен Photoshop 4.0 его позиция оставалась незыблемой, и сегодня это самый продвинутый инструмент для корректировки изображений. В него заложены три основных режима — Intelligent Adjustments, Fine Tune и Power Variations.

Первый — мощное средство автоматической комплексной коррекции изображения. В активе — 8 регулировок, охватывающие все часто используемые функции: Descreen, Dust&Scratches, Contrast, Brightness, Saturation, Cast, Sharpness, Despeckle. Каждая имеет несколько предопределенных значений: например, для Despeckle доступны Auto, Newspaper, Magazine и Fine Art, что гарантирует удаление муара, возникшего при сканировании любых материалов, а для выравнивания баланса цветов в изображении предназначены различные по силе воздействия настройки Purify Gray Balance, Remove Cast и Agressive Removal. Для облегчения основных задач оператора все настройки организованы в 25 предопределенных наборов и вынесены в меню Photoshop в виде отдельного пункта Extensis. Разумеется, можно создать свои установки и также иметь к ним ускоренный доступ.

Начальная точка использования Intellihance — установка режима полной автоматической коррекции Quick Enhance, настройки которого, по мнению разработчиков, устраняют большинство проблем. После этого можно сравнить его качество с результатом других настроек, направленных на решение конкретных проблем (их названия говорят сами за себя). Соответственно, качество работы программы в таком полуавтоматическом режиме зависит от того, насколько точно определен лучший вариант коррекции. Мне кажется, разобраться в них очень непросто даже при наличии опыта цветокоррекции и процедура исправления изображения может свестись к автоматическому перебору всех имеющихся настроек. Я от этого быстро устал и предпочел вручную регулировать лишь те параметры, которые считал нужным.

Для ручной коррекции предназначен режим Fine Tune, в котором управление параметрами изображения проводится с помощью графиков и ползунков (наподобие имеющихся в Photoshop), что дает дополнительную гибкость. Результат — в этом же окне. Минус режима — малые размеры графиков, не позволяющие управлять ими с той же степенью точности, что и в Photoshop.

Power Variations — мощный аналог функции Variations, известной по Photo-shop. Она одновременно отображает на экране до 25 вариантов исходного изображения, при этом базовое может предварительно подвергнуться обработке (предлагается множество готовых настроек на разные случаи). Шаг изменения параметров широко варьируется (Preferences). Для контроля цвета предназначена специальная панель с информацией в виде RGB, по яркости и контрастности.

В недавнее обновление (4.1) добавлены поддержка Photoshop 7 и Mac OS X.

Разумный автоматизм

Из всех рассмотренных модулей явным фаворитом выглядит Intellihance Pro, с заметным отрывом идет Auto Eye, качество работы которого также высоко. Среди остальных сложно кого-то выделить. После тестирования на различных типах изображений у меня сложилось двоякое впечатление.

Ни один модуль в режиме автоматической коррекции не показал по-настоящему качественных результатов со всеми изображениями (с какими-то справлялся хорошо, а с другими обработка оставляла желать лучшего).

Даже на однотипных задачах (удаление превалирующего цвета в разных фотографиях) один и тот же продукт давал заметно отличающиеся результаты. Объяснений этому много, но я бы хотел акцентировать внимание на практическом выводе: ни одна программа, даже самая интеллектуальная, не способна заменить опыт человека. Следовательно, подобные утилиты можно использовать лишь при большой загруженности, для обработки множества однотипных изображений и только на первом этапе коррекции, а окончательную доводку обязательно проводить «ручками». Куда ж без них?

Об авторе: Михаил Борисов (mborisovv@ yahoo.com) — пишет для Publish обзоры программного обеспечения и полезные советы по допечатной подготовке и web-дизайну.

Autocorrect
Разработчик: Human Software
Платформы: Mac OS, Windows
Недостатки: очень мало возможностей, все реализовано лишь на самом базовом уровне.
Резюме: фильтр рекомендуется только начинающим и самым ленивым.
Демоверсия : www.humansoftware.com
Стоимость: 60 долл.
AutoEye 2.0
Разработчик: Auto F/X
Платформы: Mac OS, Windows
Преимущества: весьма приличное качество работы, красивый интерфейс.
Недостатки: интуитивно не всегда понятно, к чему приведет перемещение движков; фильтр заметно «подтормаживает», спасает только включение режима грубого просчета Proxy (Preferences).
Резюме: инструмент, который стоит иметь в своей коллекции.
Демоверсия: www.autofx.com
Стоимость: 130 долл.
iCorrect EditLab 3.0
Производитель: Pictographics International
Платформы: Mac OS, Windows
Преимущества: неплохое качество работы при минимуме настроек; все элементы функциональны, нет ничего лишнего.
Недостатки: отсутствуют относительно сложные операции (удаление муара, повышение резкости).
Резюме: программа не претендует на профессиональный уровень, но для многих задач ее возможностей вполне достаточно.
Демоверсия: www.picto.com/editlab
Стоимость: 100 долл.
Intellihance Pro 4
Разработчик: Extensis
Платформы: Mac OS, Windows
Преимущества: колоссальный выбор параметров дает большую свободу и гибкость в работе; высокая скорость обработки изображений.
Недостатки: количество параметров можно отнести и к минусам. В настройках нелегко разобраться (они явно не для новичков), и не всегда описание эффекта совпадает с производимым им действием (для удаления очевидного избытка в тестовом изображении ни одна установка из настройки Cast ожидаемого действия не возымела). Дороговизна утилиты (для сравнения: Photoshop 7 стоит чуть больше 600 долл.).
Резюме: самая мощная утилита из всех рассматриваемых, при определенном опыте будет полезна даже профессионалам в области коррекции (об этом говорит Pro в названии). В период часто проводимых акций продукт реализуется за полцены.
Стоимость: 200 долл.
Photoshop может все

Photoshop предоставляет богатый арсенал средств ручной цветокоррекции, позволяя контролировать малейшие нюансы цвета в изображении. Обычно процедура состоит из трех этапов:

  1. тональная коррекция (установка белого и черного, определяет диапазон цветов);
  2. коррекция цветового баланса (удаление доминирующего оттенка);
  3. поднятие четкости (повышение степени детализации).

Начнем по порядку. Этап первый — установка яркости. Простейшая операция по перераспределению яркости пикселей — Levels (Уровни). Верхняя диаграмма отображает текущее распределение яркостей в изображении, а на нижней представлен весь доступный диапазон — от 100% белого до 100% черного. Три ползунка отвечают за самую темную, нейтральную и самую яркую точки в каждом канале или же композитном изображении. При передвижении первого ползунка в сторону светлых тонов уменьшается контраст изображения (самые темные участки осветляются), то же происходит при перемещении ползунка, отвечающего за яркость самой светлой точки, в сторону темных тонов (смещение в область серого). Промежуточные яркости определяются аппроксимацией по линейному закону. Изменяя положение нейтральной точки, можно дополнительно повлиять на перераспределение темных и светлых участков.

Более мощная операция — Curves (Кривые). В отличие от Levels, она более гибко изменяет яркость пикселей: неравномерный закон часто используется для повышения контраста в изображении. Для этого графику придают S-образную форму: все пиксели яркостью меньше 50% принудительно затемняются, а более 50% — высветляются. Если двигать на графике только крайние точки, получится тот же эффект, что и при применении Levels.

Второй этап — регулировка Color balance (Цветового баланса). Одна из популярнейших цветокорректирующих операций предназначена для перераспределения цветов в изображении (основное предназначение — убирать доминирующий оттенок). Желательно включать опцию Preserve Luminosity, сохраняющую диапазон яркости.

Есть и другие способы изменять основные параметры изображения (тон, насыщенность, яркость): отдельно в каждом из основных цветовых диапазонов — операция Hue/Saturation (Тон/Насыщенность) или Selective Colors; непосредственно выбирая с помощью пипетки цвет — Replace color (Заменить цвет). Указав диапазон захвата соседних оттенков, можно в широких пределах изменять параметры цветов.

Для автоматической коррекции некоторых параметров изображения в Photoshop встроен целый набор функций (Image/Adjustments) — Auto Levels (Автоуровни), Auto Contrast (Автоконтраст), Auto Colors (Автоцвет).

Auto Contrast увеличивает диапазон яркости изображения, присваивая самой темной точке 100% черный, а самой яркой — 100% белый. Промежуточные значения сдвигаются, и затемненные участки становятся еще темнее, а светлые — светлей. Поскольку операция проводится над композитным изображением, никаких цветовых сдвигов (разбаланса) не происходит. Auto Levels делает то же самое, только анализируя каждый канал в отдельности. Соответственно, цветовые сдвиги обеспечены практически всегда. Но операция Auto Colors восстанавливает утраченный баланс цветов, и, в принципе, ее одной часто бывает достаточно для быстрой цветокоррекции приемлемого качества.

Перед тем, как решить вопрос о приобретении дополнительного ПО для коррекции, попробуйте сначала все возможности Photoshop — недаром его называют флагманом работ с растровыми изображениями.

Боремся с артефактами после сканирования

Как правило, отсканированные изображения нуждаются, кроме цветокоррекции, в удалении пыли, царапин, муара, в повышении резкости. Для этого в Photoshop существует целый арсенал средств (Noise/Dust and Scratches, Despeckle, Unsharp Mask), но для качественных результатов нужна предварительная подготовка изображения — точное определение области воздействия фильтра.

Фильтр Despeckle (Убрать пятна) удаляет муар, возникающий при сканировании. Но иногда его одноразового применения оказывается недостаточно. Тогда фильтр используется повторно или применяется Noise/Median (Шум/Серединный) со значением Radius 1-2 пикселя.

В принципе, Photoshop может бороться с пылью и царапинками (Dust and Scratches/Пыль и помехи), но часто качество его работы оставляет желать лучшего (заметно размывает детали в изображении). Поэтому мелкие детали желательно защитить от воздействия фильтра. Учитывая, что в наибольшей степени они воспринимаются глазом как изменения яркости, а не цвета, работать будем в цветовой модели LAB (Image/Mode). Переходим на канал яркости L, дублируем его и фильтром Find Edges (Стилизация/Вычисление краев) выделяем резкие перепады яркости (чтобы они проявились еще резче, контраст можно увеличить). Канал сохраняем как маску изображения и спокойно применяем фильтр Dust and Scratches — маска защищает резкие перепады яркости от влияния фильтра, что и требовалось.

Image Doctor

Среди сторонних производителей, предлагающих решения для повышения качества фотографий, отмечу разработку Alien Skin. Компания хорошо известна образующими фильтрами (EyeCandy, Xenofex, EyeCandy 4000, Splat!) под различные растровые пакеты. Недавно разработчики обратили взор на проблемы коррекции изображений и теперь предлагают Image Doctor — коллекцию из четырех фильтров: Smart Fill, Scratch Remover, Spot Lifter и JPEG Repair. В принципе, они не попадают под категорию инструментов для тональной коррекции, поскольку их прямая работа — «изношенные» изображения.

Первый из них служит для незаметного ретуширования больших областей изображения, но для приемлемого результата на сложном фоне его придется применять несколько раз. Scratch Remover удалит небольшие артефакты, встречающиеся в отсканированных изображениях: царапины, дефекты от складок. Но действует он крайне медленно и потому вряд ли составит конкуренцию обычному методу клонирования при помощи инструмента Stamp в Photoshop. Если изображение было сжато с большой степенью JPEG-компрессии и потери в четкости сильно заметны, попробуйте использовать JPEG Repair — он восстанавливает первоначальное качество картинки (и хотя основной эффект достигается параметром Blur Edges, результат все же определенно лучше Smart Blur из Photoshop — первый сохраняет больше мелких деталей). Фильтр убирает характерную блочную структуру «перекомпрессированных» изображений, лишь в незначительной степени снижая четкость мелких деталей.

Из всех фильтров коллекции наибольший интерес представляет Spot Lifter. Его задача — сводить на нет загрязненные области, плавно переводя их на фоновое изображение. Принцип действия основан на растушевывании проблемной части (feather) с частичным дублированием приграничной области внутрь. Качество работы фильтра среднее. Ничуть не худшие результаты можно получить, умело пользуясь стандартным набором Photoshop (в частности, Healing Brush).

Стоимость фильтра — 130 долл. Возможности Image Doctor цену не оправдывают, что серьезно снижает его практическую ценность.

Все равно Photoshop?

Как видно на примере Image Doctor, большая часть дефектоподавляющих инструментов, за которые придется выложить дополнительные деньги (как и средств для автоматической коррекции цветов в изображениях), вполне реализуема стандартными средствами Photoshop. Мощные инструменты появились в седьмой версии редактора — это Healing Brush и Patch.

В принципе, Healing Brush — более развитый аналог хорошо известного Clone Stamp. Инструмент как бы «растворяет» клонируемый участок в редактируемом месте, в точности повторяя все особенности последнего (текстуру, оттенок, яркость). Это удобно даже для ретуширования достаточно крупных участков изображения. Среди доступных регулировок — размер кисти и режим наложения (blending mode).

Patch работает лишь с выделенной областью, используя ее как клонируемый образец или ретушируемую область. Оба инструмента хорошо справляются с различными артефактами (складками в местах перегиба, пятнами и нежелательными надписями на фотографиях).

Убрать нежелательный эффект, возникающий при яркой вспышке и недостаточном освещении, можно несколькими способами. Независимо от выбора полезно сначала создать копию документа (Image/Duplicate) и в ней увеличить размер корректируемой области до 100 или даже 200%. Дабы при внесении изменений сверяться с тем, как смотрятся они в общем контексте, разместите окно с дубликатом так, чтобы оно не перекрывалось исходным документом.

Самый простой способ подавления — инструмент Sponge (Губка). Выбрав нужный размер кисти и твердость, просто проведите по областям с красным оттенком. Их насыщенность уменьшится, и зрачок станет более естественного цвета. Процедуру повторяют несколько раз.

Второй способ заключается в манипуляциях с режимами смешения слоев (blending mode). Сначала «сколите» цвет зрачка пипеткой и на новом созданном слое (Layer/New) кисточкой обведите области с красным оттенком. Установите для активного слоя режим смешения Saturation (Насыщенность) и поэкспериментируйте с его прозрачностью. Если зрачок выглядит неестественно, сделайте дубликат активного слоя и задайте ему режим смешения Hue. Регулируя прозрачность слоя, можно добиться вполне правдоподобного результата.

Просветление изображения

Сделайте дубликат слоя и установите для него режим смешивания Screen. Если результат остается слишком темным, повторите операцию; если слишком светлым, попробуйте сделать слой частично прозрачным. Для затемнения пересвеченных областей проще всего создать для слоя маску прозрачности и кисточкой соответствующего размера затемнить проблемные места. Обе операции со слоями при корректировке изображений стандартны, а потому в остальных случаях могут использоваться без ограничений.

Затемнение изображения

Сдублируйте изображение на новый слой и установите для него режим смешивания Multiply. При неудовлетворительном результате используйте уже известную операцию с повторным дублированием, изменением прозрачности и созданием маски.

Если изображение блеклое, можно сдублировать слой и установить ему режим смешивания Soft Light (Мягкий свет). Дальнейшие действия стандартны.

Увеличение контрастности

В ранних версиях Photoshop контрастность увеличивалась только приданием S-образной формы кривой в Curves (или применить Auto Curves), в «семерке» появился новый режим Vivid light, который пиксели яркостью меньше 50% осветляет, а остальные затемняет — в общем, дает аналогичный эффект.

Журналов в свободном доступе.

На ту же тему:


В этом уроке мы расскажем, как применять выборочную коррекцию цвета к фотографии, а точнее, как перевести изображение в ч/б, но при этом оставить в цвете выбранный элемент.

И хотя такой эффект чрезвычайно легко достигается в программе Photoshop, многие относятся к нему с опаской, поскольку не всегда уверены в том, что выбирают правильные инструменты. Чаще всего люди прибегают к инструментам выделения, и тогда зачастую возникают заминки. В этом уроке мы покажем, как создать такой эффект без использования инструментов выделения. Нам понадобятся лишь простой корректирующий слой Black & White, слой-маска и кисть, ничего больше!

Я буду работать в Photoshop CC, но данный урок совместим и с Photoshop CS6.

Итак, перед нами исходная фотография, на которой изображена женщина в красном платье.

Исходное изображение

А вот изображение, которое мы получим после выполнения всех необходимых манипуляций. Вся фотография будет переведена в черно-белый цвет, за исключением красного платья. Повторюсь, мы не будем прибегать к использованию каких-либо инструментов выделения.

Финальное изображение

Вы можете выполнять все шаги урока, работая с собственной фотографией. Просто выберете фотографию и определите объект, который останется в цвете, это может быть и платье, и цветок, и телефонная будка, в общем, что угодно. Давайте уже приступим!

Шаг 1. Корректирующий слой Black & White

Только открыв программу, вы увидите в панели слоев, что документ пока что содержит лишь один слой - Background layer - который и является исходным изображением.

Мы будем создавать эффект недеструктивным методом, т.е. оставим нетронутым исходное изображение и применим выборочную замену цвета при помощи отдельного корректирующего слоя. Кликните по иконке New Adjustment Layer (Новый Корректирующий Слой) в нижней части панели слоев:

Кликаем по иконке New Adjustment Layer

Из появившегося списка выбираем пункт Black & White (Черное-Белое):

Как подсказывает нам само название данного корректирующего слоя, он используется для перевода цветного изображение в черно-белое. Теперь посмотрим еще раз на панель слоев, как вы видите, над слоем Background (Фон) теперь появился новый корректирующий слой Black & White.

Photoshop поместил новый корректирующий слой поверх слоя с изображением.

Мы видим, что программа сама перевела нашу цветную фотографию в черно-белый цвет, использую настройки по умолчанию. Мы можем самостоятельно настроить параметры черно-белого изображения, чем сейчас и займемся.

Перевод в черно-белый по умолчанию.

Шаг 2. Отрегулируем параметры перевода в Ч/Б

Все элементы управления корректирующим слоем Black & White вы сможете найти в панели параметров (Properties panel). Здесь вы увидите шесть слайдеров, три из которых отвечают за первичные цвета (Красный, Зеленый и Синий) и три последующие за вторичные цвета (Желтый, Циановый и Маджента). Сдвигайте ползунок влево, чтобы затемнить, вправо, чтобы осветлить участок изображения, который содержит данный цвет в полноцветном формате.

К примеру, сдвиг вправо ползунка, отвечающего за красный цвет, приведет к тому, что участок изображения, который в первоначальном варианте содержал красный цвет, станет светлее. И сдвинув ползунок, отвечающий за синий цвет, влево, мы затемним участки, которые изначально были синими. Не стоит досконально запоминать цвета всех элементов изображения, поскольку это легко понять, сдвигая ползунки. Вам нравится получившийся результат? Да? Замечательно. Нет? Тогда продолжайте экспериментировать со слайдерами.

Сдвигайте слайдеры, чтобы затемнять или осветлять участки изображения, основываясь на их первоначальном цвете.

Над слайдерами вы найдете кнопку Auto. Эта кнопка передает фотошопу команду, по которой программа сама подбирает параметры. Иногда это работает, иногда нет. Но вы всегда можете подкорректировать результат самостоятельно после того, как воспользуетесь кнопкой Auto.

Если вы хотите сравнить свою черно-белую версию с цветной, просто кликните по иконке видимости (значок в форме глаза) в панели слоев, чтобы отключить видимость корректирующего слоя. Отключив его, вы увидите свое исходное изображение. Чтобы вернуться к черно-белому изображению, верните видимость корректирующему слою:

Так выглядит моя фотография после конвертации. На данном этапе нет смысла доводить все до идеала. Вы увидите, что мы всегда сможем вернуться к этому пункту, чтобы внести какие-либо изменения.

Откорректированный черно-белый вариант

Шаг 3. Выберите инструмент Кисть

Один из главных плюсов всех корректирующих слоев - это встроенный слой с маской. В этой статье я не буду вдаваться в подробности того, как именно работают маски, но если вам станет интересно, то советую найти материал и почитать. И хотя маска нам не видна на самом изображении, но мы знаем, что она есть, потому что её миниатюра отображается в панели слоев. Обратите внимание на то, что на данном этапе миниатюра заполнена белым цветом, это означает, что корректирующий слой воздействует на слой с изображением, лежащим под ним.

Мы можем обнародовать часть нашего цветного исходного изображения при помощи корректирующего слоя, просто рисуя по маске кистью черного цвета. Выберете инструмент Кисть Brush Tool в панели инструментов:

Шаг 4. Выберите мягкую круглую кисть

Кликните по любому участку открытого документа правой кнопкой мыши (клавиша Ctrl для Mac), чтобы открыть панель персетов кистей. Затем выберите мягкую круглую кисть в верхнем левом углу панели. Нажмите клавишу Enter (Return для Mac), чтобы закрыть окно.

Выбираем мягкую круглую кисть

Шаг 5. Измените цвет переднего плана на Черный

Photoshop использует цвет переднего плана в качестве цвета кисти. Поскольку по маске слоя нам необходимо рисовать черным цветом, нам следует изменить цвет переднего плана на черный. Чтобы сделать это быстро, нажмите на клавишу D. Эта команда моментально устанавливает исходные цвета для переднего и заднего плана, а именно белый и черный. Чтобы поменять их, нажмите на клавишу X на клавиатуре. Теперь цвет переднего плана должен стать черным.

Текущие цвета мы можем увидеть в нижней части панели инструментов. Цвет переднего плана обозначает квадратик, расположенный сверху, а заднего плана - снизу.

Шаг 6. Закрашивайте внутреннюю часть объекта

Чтобы вернуть цвет выбранному объекту для начала вооружитесь большой мягкой кистью и на маске слоя начните закрашивать черным цветом только внутреннюю его часть, не затрагивая при этом края объекта. Вы можете изменять размер кисти при помощи клавиатуры. Удерживайте клавишу ] , чтобы увеличить размер кисти, а клавишу [ , чтобы уменьшить. Чтобы увеличить жесткость кисти, удерживайте клавишу Shift вместе с клавишей ] , а для того чтобы уменьшить жесткость используйте комбинацию Shift+[ .

На своей фотографии я решил вернуть цвет платью девушки. Я использую кисть большого диаметра, чтобы закрасить большую часть объекта, не беспокоясь о его краях. Я начал с нижней части платья.

Затем я переключился на кисть меньшего размера и частично закрасил верх платья, опять же не затрагивая края.

Обратите внимание, что если мы взглянем на миниатюру маски слоя, то увидим, что те области, которые мы закрашивали на фотографии, теперь отображаются черным цветом. Так работает маска слоя. Белый цвет используется для обозначения областей изображения, к которым применяется эффект. Черный цвет на маске слоя означает области, где эффект скрыт.

Шаг 7. Прорисуйте края кистью с меньшим радиусом

Чтобы аккуратно прорисовать края у объекта для начала следует приблизить картинку. Для этого также можно пользоваться удобными горячими клавишами. Чтобы приблизить фотографию нажмите и удерживайте Ctrl+Пробел (Win)/Command+ Пробел (Mac) и кликайте мышкой по нужному участку изображения. Чтобы отдалить фотографию используйте следующие клавиши: Alt+Пробел (Win) / Option+Пробел(Mac).

Чтобы прорисовывать более мелкие детали на фотографии нам понадобится кисть меньшего диаметра. Чтобы уменьшить кисть я несколько раз нажимаю на клавишу с левой квадратной скобкой. Возможно, вам придется увеличить жесткость кисти, как это сделать, используя горячие клавиши, я описал чуть выше.

Очень аккуратно прорисовываем края объекта кистью меньшего диаметра.

Если вы нечаянно заедите за границу объекта, то в этом не будет ничего страшного. Вот, к примеру, я случайно прорисовал палец:

Такая ошибка очень легко исправляется. Нажмите клавишу Х , чтобы сменить цвет переднего плана с черного на белый. Затем прорисуйте кистью белого цвета область, на которую вы заехали, чтобы избавиться от цвета. А после снова нажмите клавишу Х , чтобы вернуть черный цвет в качестве основного и продолжить работу.

Я продолжаю прокрашивать края платья, приближая и отдаляя изображение и изменяя жесткость и размер кисти, если это необходимо.

Окончательный результат:

Шаг 8. Вносим коррективы в настройки Black&White

На этом этапе вы, возможно, захотите отрегулировать настройки корректирующего слоя Black&White. Для этого в панели слоев перейдите к данному корректирующему слою и откройте панель его настроек. Регулируйте ползунки, пока не достигнете желаемого результата.

Дополнительный шаг:

Поскольку мы работали, используя лишь один корректирующий слой, мы легко можем снизить его эффект, частично вернув фотографии её первоначальные оттенки. Для этого нам просто нужно немного уменьшить Непрозрачность (Opacity) слоя. Вы найдете этот пункт в правой верхней части панели слоев. Я уменьшил непрозрачность до 75%:

Эта настройка позволит первоначальным цветам немного проглянуть сквозь корректирующий слой, который лежит поверх изображения. Давайте еще раз сравним фотографии До и После:

И вот финальное изображение с ярким красным платьем в центре внимания.

Как я уже говорил, вам не обязательно знать принцип работы этих инструментов, но надо знать другое - в каких случаях для получения лучших результатов следует отдать предпочтение тому или иному инструменту.

Чтобы нам было немного легче разобраться с данным вопросом, давайте слегка повторим теорию. Как известно, всё многообразие цветов, отображаемых на мониторе компьютера, генерируется методом смещения трёх основных цветов - красного, зелёного и синего.

Белый цвет получается из смешивания красного, зеленого и синего в равной пропорции и полной интенсивности. Черный является полным отсутствием всех трёх основных цветов. Желтый, например, производится путем смешивания красного и зеленого. Смешайте красный и синий, и получите пурпурный цвет, в то время как зеленый и синий вместе даст бирюзовый. Применяйте в различных пропорциях смещение красного, зеленого и синего цветов и их оттенков во всех возможных оттенков, и вы получите в конечном итоге с миллионы и даже миллиарды цветов.

Photoshop смешивает это три основных цвета с помощью цветовых каналов. Один канал для красного, другой для зеленого, а третий для синего. Мы можем найти эти цветовые каналы в панели каналов, которая, по умолчанию, вложена в один стек с панелью слоев. Нажмите на его закладку в верхней части группы панелей, чтобы её открыть:

Откройте панель каналов, нажав на соответствующую вкладку.

В панели мы видим красный, зеленый и синий каналы, и плюс к этому - четвёртый канал RGB, расположенный в верхней части панели. Не позволяйте каналу RGB сбить вас с толку, это на самом деле не канал вообще. RGB означает "красный, зеленый и синий" и это просто сочетание, композиция работающих вместе красного, зеленого и синего каналов, чтобы дать нам полное цветное изображение.

Если вы посмотрите на миниатюры предварительного просмотра красного, зеленого и синего каналов, вы заметите нечто, что может показаться несколько неожиданным - эти цветовые каналы на самом деле вообще не в цвете! Вместо этого, каждый из них представляет собой полутоновое изображение. На самом деле, если мы посмотрим на них повнимательнее, мы можем увидеть, что черно-белое изображение каждого канала отличается от другого. Для предварительного просмотра того, как каждый канал выглядит в документе, просто нажмите на него. Например, я нажму на Красный канал для его выбора:


Выбор красного канала.

При выбранном красном канале полноцветный вариант моего изображения в документе временно заменяется версией в оттенках серого. Так что же означает черно-белое изображение при активном красном канале? Таким образом Photoshop показывает интенсивность красного цвета в картинке - чем ярче область, тем больше красного добавляется к полноцветной версии, в то время как более темные участки имеют менее насыщенный красный. В областях с чисто белым цветом в черно-белом изображении имеют красный цвет в его полной интенсивности, в то время как участки черного цвета не имеют красного вообще:


Предварительный просмотр красного канала. Яркие области содержат больше красного, чем темные участки.

Для того, чтобы увидеть, как в документе выглядит зеленый канал, я нажму на него в панели каналов.

Это действие временно отключит отображение красного и синего каналов, показывая мне в документе только зеленый канал. Здесь мы видим еще одно изображение в оттенках серого, но оно несколько отличается от того, что мы видели с красным каналом. Это происходит потому что интенсивность зелёного цвета на разных областях фотографии, естественно, отличается от интенсивности красного. Повторяюсь, тем ярче участок, тем интенсивнее в нём зелёный цвет, в то время как более темные участки имеют менее насыщенный зеленый. Любые области чистого белого имеют зеленый полной интенсивности, в то время как участки чистого черного цвета не имеют зеленого вообще:


Предварительный просмотр зеленого канала. Более светлые области = более интенсивный зеленый, более темные участки = менее зеленый.

Если теперь мы посмотрим черно-белое изображение синего канала то оно будет так же отличаться от других и работать точно так же. Моя фотография содержит много синего (или любой другой цвет, который использует синий в качестве основного ингредиента), поэтому синий канал выглядит в целом темнее, чем красный и зеленый каналы:


Предварительный просмотр синего канала. Чем светлее область, тем больше синего цвета участвует в смешивании цвета в полноцветном варианте.

Итак, мы узнали, что Photoshop смешивает красный, зеленый и синий цветовые каналы для воспроизведения всех цветов, которые мы видим на изображении. Теперь, исходя из этого, попробуем разобраться, какой из трёх рассматриваемых инструментов когда нам лучше применять. Каждая из трех автоматических команд манипулирует цветовыми каналами по-разному, производя различные результаты. Далее я кратко опишу работу каждого из них, прежде, чем мы посмотрим на них в действии.

Инструмент Auto Contrast является самым основным и понятным из трех рассматриваемых в этом уроке. Когда мы его выбираем, Photoshop анализирует композит всех трех цветовых каналов (другими словами, он рассматривает все три так, как если бы они были одним черно-белым изображением) и просто преобразует темные пиксели в чисто черные, осветляет светлые пиксели до чистого белого и перераспределяет все другие тональные значения между ними. Результатом является изображение с улучшенной общей контрастностью. Важно отметить, что, поскольку он рассматривает все три цветовых канала как одно составное изображение, Auto Contrast не меняет цвета в изображении. Он просто повышает общий контраст, что делает его хорошим выбором для изображений, которые не страдают от каких-либо цветовых проблем.

Auto Tone аналогичен Auto Contrast в том, что он также затемняет темные пиксели до чисто черного, осветляет светлые пиксели в чистый белый и перераспределяет все другие тональные значения между ними, но у него имеется одно серьёзное отличие. Он делает это не на основе трёх каналов, смешанных в один, а на основе каждого канала по отдельности , что означает, что красный, зеленый и синий каналы будут скорректированы также по отдельности. Мы знаем, что Photoshop использует значения яркости в каждом отдельном цветовом канале для того, чтобы определить, сколько каждого цвета смешать в полноцветной версии, так что путем изменения цветовых каналов независимо друг от друга, мы изменим цвета на полноцветном фото, т.к. значения яркости в каналах изменено. Это означает, что, в отличие от Auto Contrast, который не делает ничего больше, кроме увеличения общего контраста, Auto Tone одновременно с повышением контраста изменяет цвета в изображении. Если изображение имеет нежелательный цветовой оттенок, Auto Tone может быть в состоянии это исправить.

Auto Color похож на Auto Tone. Он также затемняет темные пиксели в черный и осветляет светлые пиксели в белый на основе каждого канала по отдельности, так что красный, зеленый и синий каналы будут скорректированы отдельно и независимо друг от друга. Но Auto Color идет на шаг дальше. Вместо того, чтобы просто перераспределить все тональные значения между ними, он пытается исправить любой нежелательный цветовой оттенок путем нейтрализации полутонов в изображении. Это, как правило (но не всегда) делает Auto Color лучшим выбором для автоматического одновременного исправления контраста и решения цветовых проблем.

В следующем материале я расскажу, как правильно и эффективно применять инструменты автоматической настройки изображений.