Ряд значений осьОУ - мн-во знач., кот.надо нанести и отобразить на диаграмме. Категории (х) - задают положение конкретных значений в ряде(как правило это время,месяц,год).Легенда- набор меток,собр. в отдельные рамки и располож. рядом с диаграммой. Диагр. имеет блочную стр-ру,что позволяет редактировать в отдельности каждый её элемент:1 щелчок-выделение;2 щелчка-редактир-ние;щелчок вне диагр.выводит из поля действия диаг-мы.

Типы:Гистрограмм ы-для сравнения между собой отд-ных значений,можно задавать любое кол-во параметров.не включ.в одну гистрогр. текущие значения и итоговые. Линейчатые -перевернутые гистрограммы, использ. по таким же правилам. Круговые - демонстр.соотношения между целым и его част.и может иметь только 1 параметр. Колоновая - похожа на круговую и использ.в аналогичном случ. ,но имеет принцип. отличия: в ней можно задавать несколько параметров. Точечная - использ. для указания степени близости элементов данных со средним значением. Лепестковые - исп.редко,обычно в задачах администр-ого управ-я сложными проектами.

Поверхностные . выполн. те же ф-и,что и плоскостные ,но из-за объемности имеют более приятное визуальное восприятие.

7.7. Возможности Excel по работе со списком(базой данных): раб. с формой, сортировка, фильтрация, подведение итогов, создание сводных таблиц. Любая база данных позвол. быстро осущес-ть поиск в ней, внести измения, подвести итоги. Для этой цели созд. спец. прогр-ные ср-ва СУБД. Однако при польз. табл. процес., тоже имеются нек. возможности, реализ-ие ф-и СУБД, в т.ч. в Excel. Чтобы испол-ть её как табл, ее можно рассмат-ть как списки. Список - непрерывный прямоуг-ный диапазон ячеек,содержащий доп. опред. структур, спец. образом организован. табл. с помощью след. правил: 1)Любой столбец должен содержать инфо одного типа; 2)1-я верхняя строка должна содержать шапку, где каждая графа написана в 1 строку; 3)В список нельзя включать пустые строки и разделит. линии.Списки можно : сортировать, фильтровать, использ.формы для ввода и просмотра данных,подводить итоги,формиров.сводные таблицы.

При сор-ке строки табл. физически переставляются. Фильтрация предназначена для упрощ. поиска данных, записи физически не переупорядочиваются, происходит скрытие ненужных данных их можно восстановить, результат можно скопировать в отд-ную область как новую таб-цу.

Способы фил-ции: 1) Автофильтр (Данные-фильтр-автофильтр);2)Расширенный фильтр (данные-фильтр-расшир. фильтр)-можно создавать сложные условия, указывая их в дополнит.созданной табл.диапозон условий.

Форма позволяет работать с отд-ной записью (Данные-форма). Получ-е итогов предназн-но для получ частных и общих итогов.

Связная таблица -вспомогат-ая табл. для автоматич-го подвед-ия итогов и анализа списков, позвол. быстро изменять ст-ру отображ-я данных на экране и рассмат-ть их в динамике развития.

Сводная таблица - интерактивная табл. на рабочем листе, позвол. подытожить большие объемы данных, выбрав подходящий метод вычислений. Для построения СТ испол-ся запросы к внешним базам данных. СТ создается с помощ. Мастера сводных таблиц (команда меню Данные > СТ). Режим Мастера состоит из послед-ых этапов, в ходе кот. польз-ль задает параметры построения СТ: выбор источника данных, создание макета СТ,опред-е размещ. СТ.

8.1.Классификация компьютерной графики : 1) по способу формирования изображений: -растровая . Изобр-ние представ-тся множ-вом точек (пикселей), размещ-ых по фиксир-ным строкам (растрам). Каждом пикселю соответствет значение цвета, яркости, прозрачности. Параметры каждой точки описываются в файле, поэтому соотв-е файы имеют большие размеры. Она испол-ся при работе с картин-ми, получен-ми при фото-фии, сканир-ии. Пример: Adobe Photoshop, Paint. Для сканир-ных изобр-ний прим-ют формат.tiff, а для передачи растровых изобр-ний по сети – gif, jpg; недостаток: при трансформации граф-го изображения чёткость может пострадать. -векторная (предназ-на для создания изобр-ий в виде совок-ти точек, линий (векторов), окружностей, прямогольников и т.д.). любое векторное изобр-е можно представить в виде набора объектов, располож-х определ-м образом относ-но др др-а. Такие карт-ки испол-ся в редакц-ной, оформит-кой, чертежной работе. Дост-ва: масштабирование и трансф-я не отражаются на качестве, меньший V, чем аналог-е растровые, печать происходит быстрее. Напр: Adobe Illustrator, AutoCAD, CorelDraw. (eps, dcs,pdf,cmx). -Фрактальная . Основана на программир-ии изобр-ния, испол-ся для постор-ия графиков и диаграмм. Отлич. черты: изоб-ние формир-ся по уравн-ям, в памяти хранятся не объекты, а их уравнения. 2) по размерности получаемого изображения :-двухмерная;-трехмерная 3) по назначению: деловая, научная, иллюстративная, инженерная, компьютерная живопись, реклама.

Построение диаграмм и графиков Замечательным свойством ЭТ является возможность графического представления числовой информации. Диаграммы и графики используются для того, чтобы наглядно отобразить данные таблицы. Диаграммы позволяют быстрее осмысливать и интерпретировать большие объёмы информации содержащиеся в ЭТ. Excel позволяет создавать диаграммы на отдельных рабочих листах и внедрённые диаграммы, расположенные на одном рабочем листе с таблицей. В обоих случаях диаграммы изменяются при обновлении данных электронной таблицы.

Построение диаграмм и графиков Excel поддерживает различные типы диаграмм, каждый из которых имеет несколько видов. Выбор типа и вида диаграмм зависит от её назначения и должен обеспечивать наилучшее представление данных. Основные типы диаграмм: гистограмма, линейчатая диаграмма, график, круговая, точечная, диаграмма с областями, кольцевая, лепестковая, поверхность, пузырьковая, биржевая, коническая. Гистограмма представляет собой набор вертикальных столбиков, высота которых определяется значениями данных. Гистограмма применяется для отображения одного или нескольких рядов данных, она используется для сопоставления данных или их изменения во времени.

Построение диаграмм и графиков Линейчатая диаграмма – это гистограмма, столбики которой располагаются горизонтально, а не вертикально. График представляет собой сглаженную кривую или ломанную линию, соединяющую точки, соответствующие значениям данных. Круговая диаграмма используется для представления одного ряда данных. Она демонстрирует соотношение между целым и его частями. Каждое значение представляется в виде сектора круга, угол которого пропорционален доле представляемого значения в общей сумме всех значений. Для облегчения работы с маленькими долями их можно объединить на основной диаграмме в один элемент, а затем представить рядом в виде отдельной круговой диаграммы.

Построение диаграмм и графиков Точечная диаграмма отображает взаимосвязь между числовыми значениями в нескольких рядах в координатах XY. При подготовке данных в первом ряду помещаются значения аргумента, а в последующих значения функций. Эта диаграмма отображает нечётные интервалы – или кластеры – данных и часто используется в научных исследованиях. Диаграмма с областями показывает величину изменения определённого фактора в течение определённого периода времени. Она отображает также вклад отдельных значений в общую сумму.

Лепестковая диаграмма В лепестковой диаграмме каждая категория имеет собственную ось координат, исходящую из начала координат. Линии соединяют все значения из определённой серии. Она позволяет сравнить общие значения из нескольких наборов данных.

Поверхностная диаграмма В поверхностной диаграмме, как на топографической карте, одинаковым цветом выделяются области с одним интервалом значений.

Пузырьковая диаграмма является разновидностью точечной диаграммы на ней размер маркера указывает значение третьей переменной.

Другие виды диаграмм Кольцевая диаграмма показывает вклад каждого элемента в общую сумму, но в отличие от круговой может содержать несколько рядов данных. Коническая (цилиндрическая, пирамидальная) представляют собой разновидность объёмных гистограмм, в которых используются маркеры данных в виде конуса, цилиндра, пирамиды. Встроенные нестандартные типы диаграмм представляют собой комбинации стандартных типов. Excel позволяет создавать и использовать и собственные типы диаграмм. Excel позволяет использовать географические карты для отображения данных ЭТ. Карты являются объектами OLE. Их надо предварительно активировать.

Формулы в EXCEL Формула – это комбинация постоянных значений, адресов, имён, функций и операторов, которая определяет правила вычисления результата в ячейке. В EXCEL используются следующие символы операций: +, -, *, /, %, ^, &, =, =, и символы адресных операций – это двоеточие, точка с запятой и пробел. Двоеточие задаёт диапазон, точка с запятой – объединение диапазонов, а пробел их пересечение. В порядке убывания приоритета операции располагаются в следующем порядке: диапазон- «: » , пересечение – «» , объединение – «; » , отрицание – «-» , процент – «%» , возведение в степень – «^» , умножение и деление – «*» , «/» , сложение и вычитание – «+» , «-» , конкатенация текста – «&» , операции сравнения - =, =, .

Формулы в EXCEL Когда EXCEL не может вычислить значение по формуле, то выдаётся сообщение об ошибке: ##### - не достаточна ширина ячейки; #ДЕЛ/0! – деление на 0; #Н/Д – неопределённые данные; #ИМЯ? – не распознаётся имя; #ПУСТО! – наличие двух непересекающихся областей; #Число! – проблемы с числом; #ССЫЛ! – неверная ссылка на ячейку; #ЗНАЧ! – значение не того типа.

В программе Excel термин диаграмма используется для обозначения всех видов графического представления числовых данных. Построение графического изображения производится на основе ряда данных. Так называют группу ячеек с данными в пределах отдельной строки или столбца. На одной диаграмме можно отображать несколько рядов данных.

Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги. Она может располагаться на том же листе, на котором находятся данные, или на любом другом листе (часто для отображения диаграммы отводят отдельный лист). Диаграмма сохраняет связь с данными, на основе которых она построена, и при обновлении этих данных немедленно изменяет свой вид.

Для построения диаграммы обычно используют Мастер диаграмм , запускаемый щелчком на кнопке Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов Часто удобно заранее выделить область, содержащую данные, которые будут отображаться на диаграмме, но задать эту информацию можно и в ходе работы мастера

Тип диаграммы. На первом этапе работы мастера выбирают форму диаграммы. Доступные формы перечислены в списке Тип на вкладке Стандартные . Для выбранного типа диаграммы справа указывается несколько вариантов представления данных (палитра Вид ), из которых следует выбрать наиболее подходящий. На вкладке Нестандартные отображается набор полностью сформированных типов диаграмм с готовым форматированием. После задания формы диаграммы следует щелкнуть на кнопке Далее .

Выбор данных. Второй этап работы мастера служит для выбора данных, по которым будет строиться диаграмма. Если диапазон данных был выбран заранее, то в области предварительного просмотра в верхней части окна мастера появится приблизительное отображение будущей диаграммы. Если данные образуют единый прямоугольный диапазон, то их удобно выбирать при помощи вкладки Диапазон данных. Если данные не образуют единой группы, то информацию для обрисовки отдельных рядов данных задают на вкладке Ряд . Предварительное представление диаграммы автоматически обновляется при изменении набора отображаемых данных.

Оформление диаграммы. Третий этап работы мастера (после щелчка на кнопке Далее ) состоит в выборе оформления диаграммы. На вкладках окна мастера задаются:

* название диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки );

* отображение и маркировка осей координат (вкладка Оси );

* отображение сетки линий, параллельных осям координат (вкладка Линии сетки );

* описание построенных графиков (вкладка Легенда );

* отображение надписей, соответствующих отдельным элементам данных на графике (вкладка Подписи данных );

* представление данных, использованных при построении графика, в виде таблицы (вкладка Таблица данных ).

В зависимости от типа диаграммы некоторые из перечисленных вкладок могут отсутствовать.

Размещение диаграммы. На последнем этапе работы мастера (после щелчка на кнопке Далее ) указывается, следует ли использовать для размещения диаграммы новый рабочий лист или один из имеющихся. Обычно этот выбор важен только для последующей печати документа, содержащего диаграмму. После щелчка на кнопке Готово диаграмма строится автоматически и вставляется на указанный рабочий лист.

Редактирование диаграммы. Готовую диаграмму можно изменить. Она состоит из набора отдельных элементов, таких, как сами графики (ряды данных), оси координат, заголовок диаграммы, область построения и прочее при щелчке на элементе диаграммы он выделяется маркерами, а при наведении на него указателя мыши -- описывается всплывающей подсказкой Открыть диалоговое окно для форматирования элемента диаграммы можно через меню Формат (для выделенного элемента) или через контекстное меню (команда Формат ) Различные вкладки открывшегося диалогового окна позволяют изменять параметры отображения выбранного элемента данных. Если требуется внести в диаграмму существенные изменения, следует вновь воспользоваться мастером диаграмм. Для этого следует открыть рабочий лист с диаграммой или выбрать диаграмму, внедренную в рабочий лист с данными. Запустив мастер диаграмм , можно изменить текущие параметры, которые рассматриваются в окнах мастера, как заданные по умолчанию.

Чтобы удалить диаграмму, можно удалить рабочий лист, на котором она расположена (Правка Удалить лист ), или выбрать диаграмму, внедренную в рабочий лист с данными, и нажать клавишу DELETE

Информация воспринимается легче, если представлена наглядно. Один из способов презентации отчетов, планов, показателей и другого вида делового материала – графики и диаграммы. В аналитике это незаменимые инструменты.

Построить график в Excel по данным таблицы можно несколькими способами. Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками для конкретной ситуации. Рассмотрим все по порядку.

Простейший график изменений

График нужен тогда, когда необходимо показать изменения данных. Начнем с простейшей диаграммы для демонстрации событий в разные промежутки времени.

Допустим, у нас есть данные по чистой прибыли предприятия за 5 лет:

* Цифры условные, для учебных целей.

Заходим во вкладку «Вставка». Предлагается несколько типов диаграмм:

Выбираем «График». Во всплывающем окне – его вид. Когда наводишь курсор на тот или иной тип диаграммы, показывается подсказка: где лучше использовать этот график, для каких данных.


Выбрали – скопировали таблицу с данными – вставили в область диаграммы. Получается вот такой вариант:


Прямая горизонтальная (синяя) не нужна. Просто выделяем ее и удаляем. Так как у нас одна кривая – легенду (справа от графика) тоже убираем. Чтобы уточнить информацию, подписываем маркеры. На вкладке «Подписи данных» определяем местоположение цифр. В примере – справа.


Улучшим изображение – подпишем оси. «Макет» – «Название осей» – «Название основной горизонтальной (вертикальной) оси»:


Заголовок можно убрать, переместить в область графика, над ним. Изменить стиль, сделать заливку и т.д. Все манипуляции – на вкладке «Название диаграммы».


Вместо порядкового номера отчетного года нам нужен именно год. Выделяем значения горизонтальной оси. Правой кнопкой мыши – «Выбрать данные» - «Изменить подписи горизонтальной оси». В открывшейся вкладке выбрать диапазон. В таблице с данными – первый столбец. Как показано ниже на рисунке:


Можем оставить график в таком виде. А можем сделать заливку, поменять шрифт, переместить диаграмму на другой лист («Конструктор» - «Переместить диаграмму»).



График с двумя и более кривыми

Допустим, нам нужно показать не только чистую прибыль, но и стоимость активов. Данных стало больше:


Но принцип построения остался прежним. Только теперь есть смысл оставить легенду. Так как у нас 2 кривые.


Добавление второй оси

Как добавить вторую (дополнительную) ось? Когда единицы измерения одинаковы, пользуемся предложенной выше инструкцией. Если же нужно показать данные разных типов, понадобится вспомогательная ось.

Сначала строим график так, будто у нас одинаковые единицы измерения.


Выделяем ось, для которой хотим добавить вспомогательную. Правая кнопка мыши – «Формат ряда данных» – «Параметры ряда» - «По вспомогательной оси».


Нажимаем «Закрыть» - на графике появилась вторая ось, которая «подстроилась» под данные кривой.


Это один из способов. Есть и другой – изменение типа диаграммы.

Щелкаем правой кнопкой мыши по линии, для которой нужна дополнительная ось. Выбираем «Изменить тип диаграммы для ряда».


Определяемся с видом для второго ряда данных. В примере – линейчатая диаграмма.


Всего несколько нажатий – дополнительная ось для другого типа измерений готова.

Строим график функций в Excel

Вся работа состоит из двух этапов:

  1. Создание таблицы с данными.
  2. Построение графика.

Пример: y=x(√x – 2). Шаг – 0,3.

Составляем таблицу. Первый столбец – значения Х. Используем формулы. Значение первой ячейки – 1. Второй: = (имя первой ячейки) + 0,3. Выделяем правый нижний угол ячейки с формулой – тянем вниз столько, сколько нужно.

В столбце У прописываем формулу для расчета функции. В нашем примере: =A2*(КОРЕНЬ(A2)-2). Нажимаем «Ввод». Excel посчитал значение. «Размножаем» формулу по всему столбцу (потянув за правый нижний угол ячейки). Таблица с данными готова.

Переходим на новый лист (можно остаться и на этом – поставить курсор в свободную ячейку). «Вставка» - «Диаграмма» - «Точечная». Выбираем понравившийся тип. Щелкаем по области диаграммы правой кнопкой мыши – «Выбрать данные».

Выделяем значения Х (первый столбец). И нажимаем «Добавить». Открывается окно «Изменение ряда». Задаем имя ряда – функция. Значения Х – первый столбец таблицы с данными. Значения У – второй.


Жмем ОК и любуемся результатом.


С осью У все в порядке. На оси Х нет значений. Проставлены только номера точек. Это нужно исправить. Необходимо подписать оси графика в excel. Правая кнопка мыши – «Выбрать данные» - «Изменить подписи горизонтальной оси». И выделяем диапазон с нужными значениями (в таблице с данными). График становится таким, каким должен быть.


Наложение и комбинирование графиков

Построить два графика в Excel не представляет никакой сложности. Совместим на одном поле два графика функций в Excel. Добавим к предыдущей Z=X(√x – 3). Таблица с данными:


Выделяем данные и вставляем в поле диаграммы. Если что-то не так (не те названия рядов, неправильно отразились цифры на оси), редактируем через вкладку «Выбрать данные».

А вот наши 2 графика функций в одном поле.


Графики зависимости

Данные одного столбца (строки) зависят от данных другого столбца (строки).

Построить график зависимости одного столбца от другого в Excel можно так:

Условия: А = f (E); В = f (E); С = f (E); D = f (E).

Выбираем тип диаграммы. Точечная. С гладкими кривыми и маркерами.

Выбор данных – «Добавить». Имя ряда – А. Значения Х – значения А. Значения У – значения Е. Снова «Добавить». Имя ряда – В. Значения Х – данные в столбце В. Значения У – данные в столбце Е. И по такому принципу всю таблицу.


Точно так же можно строить кольцевые и линейчатые диаграммы, гистограммы, пузырьковые, биржевые и т.д. Возможности Excel разнообразны. Вполне достаточно, чтобы наглядно изобразить разные типы данных.

Цели урока:

  1. Показать возможности MS Excel для наглядного (графического) представления числовых данных.
  2. Научить строить диаграммы различного вида.
  3. Развивать навыки работы на компьютере.
  4. Воспитывать аккуратность, точность, бережное отношение к природе.

Наглядные и технические средства обучения:

  • раздаточный материал с текстом для практической работы;
  • компьютеры, мультимедийный проектор;
  • стикеры (листочки с клейкой полосой) для подведения итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

В начале урока на экране демонстрируется 1 слайд (см. Приложение 1).

Учитель: Тема нашего урока: «Деловая графика в MS Excel» (2 слайд). Сегодня мы рассмотрим возможности MS Excel для наглядного (графического) представления числовых данных, научимся строить диаграммы различного вида. Эти навыки пригодятся вам в дальнейшей учёбе, а кому-то и в профессиональной деятельности.

Каждый из вас получит в течение урока несколько оценок, которые будут зафиксированы на оценочных листах (они лежат на ваших партах). Затем будет выставлена средняя оценка за урок с учетом оценки учителя в журнал.

Для построения диаграмм мы воспользуемся некоторыми данными об экологической обстановке в Свердловской области. Эти данные взяты из Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области» (сайт Министерства природных ресурсов Свердловской области – http://www.mprso.ru/ohrana_ap.htm).

А начать урок мне хочется с поэтического вступления (3 слайд):

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

(В. Шефнер.)

II. Актуализация знаний учащихся.

1) Учитель: Для того, чтобы вспомнить материал прошлых уроков проведём Блиц-опрос (4 слайд). Ученики отвечают на поставленные вопросы. По щелчку мыши открываются ответы.

  1. Основное назначение электронных таблиц? (Обработка числовых данных.)
  2. Что такое книга? (Документ, разработанный в среде ЭТ.)
  3. Что такое лист? (Отдельный элемент книги – таблица.)
  4. Что такое ячейка? (Отдельный минимальный элемент таблицы.)
  5. Что такое диапазон / блок ячеек? (Выделенная прямоугольная часть таблицы.)
  6. Основные типы расчётных решаемых в электронных таблицах? (Статистическая обработка данных; получение расчетных ведомостей; сортировка таблицы; построение графиков и диаграмм; табулирование функций.)
  7. Основные типы данных, содержащихся в ячейках ЭТ? (Текст, число, формула, логическое выражение, дата.)

2) Учитель: Назовите основные элементы Окна MS Excel, отмеченные цифрами на 5 слайде. Вызывается желающий ответить ученик.

3) Учитель: Выполните проверочную работу по парам, ответив на вопросы электронного теста. Один выполняет задание I варианта (см. Приложение 2), другой – задание II варианта (см. Приложение 3).

Проверочная работа предварительно должна быть скопирована на компьютеры учащихся. Сначала один отвечает, другой фиксирует его результат на оценочном листе, затем – наоборот.

Теоретический материал урока.

Учитель: При решении различного вида задач с помощью MS Excel очень важна форма отображения результатов. Чем это отображение нагляднее, тем легче воспринимаются результаты человеком. Мы с вами знаем, что компьютерная графика подразделяется на несколько видов: иллюстративную, инженерную, научную, деловую. Деловая графика состоит в визуализации, то есть представлении в наглядной форме больших массивов числовой информации. Табличные процессоры содержат развитые средства деловой графики. С помощью Excel можно построить столбчатые диаграммы – гистограммы (одиночные и множественные), круговые диаграммы, графики и др.

Диаграммы в Excel строятся с помощью «Мастера диаграмм». Сначала в таблице выделяется блок данных, по которым необходимо построить диаграмму, а затем вызывается «Мастер диаграмм» с помощью команды >> Вставка >> Диаграмма.

Рассмотрим примеры различных диаграмм (слайды 6-10).

Практическая работа.

Учитель (слайд 11): Цель практической работ – освоить основные приёмы работы с «Мастером диаграмм» в MS Excel.

Ваша задача: используя таблицы, содержащие результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и поверхностных вод составить: одиночную гистограмму, множественную диаграмму и круговую диаграмму или график.

Учащиеся садятся за компьютеры, читают текст практической работы, и приступают к её выполнению, если нет вопросов. Работа дается в 2 вариантах.

I вариант.

Для выполнения задания откройте файл Загрязненность окружающей среды xls, находящийся на Рабочем столе. Откройте Лист 1.

Задание1. Постройте по приведенным данным одиночную гистограмму, отражающую загрязнение атмосферного воздуха пылью в г.Первоуральске в течение данного периода времени.

Задание 2. Постройте множественную диаграмму, отражающую загрязнение атмосферного воздуха в г.Первоуральске различными веществами в течение указанного периода.

Задание 3. Постройте по приведённым данным круговую диаграмму, отражающую загрязненность воздуха различными веществами в 2007 году.

Задание 4. В ячейку F2 введите формулу, вычисляющую среднее значение в строке. Используя копирование, заполните остальные ячейки. Постройте по полученным данным график, иллюстрирующий средние показатели загрязненности воздуха различными веществами.

II вариант.

Для выполнения задания откройте файл Загрязненность окружающей среды xls, находящийся на Рабочем столе. Откройте Лист 2.

Задание 1. Постройте по приведенным данным одиночную гистограмму, отражающую загрязнение поверхностных вод взвешенными веществами в различных реках в 2007 году.

Задание 2. Постройте множественную диаграмму, отражающую загрязнение поверхностных вод различными веществами в 2007 году.

Задание 3. Постройте круговую диаграмму, отражающую загрязнение реки Чусовой различными элементами в 2007 году.

Задание 4. В ячейку В10 введите формулу, вычисляющую сумму в столбце. Используя копирование, заполните остальные ячейки. Постройте по полученным данным график, иллюстрирующий общую загрязненность поверхностных вод.

Для выполнения практической работы в I варианте учащиеся открывают лист 1, во II варианте – лист 2 (см. Приложение 4).

III. Домашнее задание.

  • §20, §21.

IV. Итог урока.

Учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора диаграммы и графики, выполненные учащимися.

Учитель: Какого вида диаграммы мы сегодня научились строить? В каких случаях круговая диаграмма или график являются более целесообразными? Оцените урок, записав оценку на стикере (они лежат на столах). На слайде 12 на экране прикрепите свой стикер с оценкой в соответствующем секторе.

Учитель собирает заполненные оценочные листы учащихся с оценками за устную работу (блиц-опрос), за проверочную работу в виде электронного теста и самооценкой учащегося практической работы.

Использованная литература:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
  3. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.