Забывали когда-нибудь выключить указатели поворотов после совершения маневра? Штатные щелчки не всегда хорошо слышно если в салоне громко играет музыка, поэтому предлагается установить дополнительный сигнал работы поворотников своими руками .

Потребуется купить саму пищалку.

Схема т.н. бипера состоит из генератора на К561ЛЕ5. Звуковой пъезо-излучатель типа ЗП-3 или аналогичные. Подстроечным резистором подбираем на свой вкус тон звука; я настраивал на максимальную резонансную громкость. Диод по питанию защищает от переплюсовки. Микросхема на панели; не забудьте впаять перемычку на плату под микросхемой.


Схема генератора звуковых сигналов

Детали схемы по номиналам могут быть чуть больше или чуть меньше (но малогабаритные):
Cопротивление 10 ком – от 5 ком до 50 ком;
Gодстроечник 100 ком – от 68 ком до 500 ком (вертикального исполнения);
Конденсатор 100 мф – от 47 мф до 500 мф на напряжение не меньше 16в;
Конденсатор 0,1 мф – от 0,1 мф до 0,47 мф (обозначения 104, 154, 224, 474);
Диод – по идее любой исправный подойдет;
пьезо-излучатель – хоть из музыкальных открыток;
микросхема ЛЕ5 заменима на ЛА7 из серий К176, К561, К564, К164 (эти варианты я не проверял).

Размер платы примерно 20 х 22 мм. Плату с излучателем помещаем в подходящий коробок. Провода питания подключаем параллельно проводам, идущих от разъема реле-прерывателя поворотников. Я аккуратно вытащил клеммы из разъема, примотал провода, закрутил их изолентой и затем клеммы установил назад в разъем. Включив поворотник (или "аварийку"), настраиваем тон звука.

Устройство надежно работает уже около года. Некоторые пассажиры раздраженно отмечают, что таким звуком гестаповцы пытали советских разведчиков. Я привык к этому звуку, более того, бипер хорошо слышно на фоне громкой музыки в машине.

Схема, представленная в этой статье, очень проста в повторении и не должна вызвать ни каких затруднения в сборке.
Она может применяться в различных устройствах для звукового оповещения. Например, сигнализации, звукового дублирования сигнала поворотов в автомобиле или велосипеде, сигнала о разряде аккумуляторов и так далее. Можно конечно взять готовый бипер, например, от старого китайского будильника, музыкальной открытки или других устройств, но я решил сделать его сам своими руками. Так ведь интересней.
Ещё одна цель сборки - это популяризация увлечения молодёжи радиоэлектроникой. Если этот сайт сможет увлечь хотя бы несколько человек таким интересным и хорошим делом, то свою задачу можно считать выполненной.
Схему взял простенькую, но проверенную. Уже и не помню, откуда она у меня.

Схема звукового пъезоизлучателя

Детали для сборки схемы звукового сигнала

Детали для схемы можно использовать очень широкого диапазона.
Например, микросхемы Ла7 из серий К176, К164, К564, К561 или К561ЛЕ5 или импортные аналоги. Чтобы не впаивать и выпаивать микросхему, лучше всего взять специальную контактную площадку и её впаять в схему (стоит копейки), а замена микросхемы будет занимать секунды, к тому же во время пайки нет риска, что микросхема будет перегрета или её повредит статическое электричество. К тому же, легко можно испытать разные марки микросхем на работоспособность.
Конденсатор C1полярный на напряжение не меньше 15 вольт, а ёмкостью от 47 до 500 микрофарад. Если хотите, чтобы зуммер после выключения питания сразу замолкал, то этот конденсатор нужно исключить, иначе после выключения питания, звук продолжается до тех пор, пока конденсатор не разрядится.
Конденсатор C2 керамический от 0.1 до 0.47 микрофарад. Они обозначаются цифрами на крышке - 104, 154, 224, 474.
Резистор R1 от 5 до 50 кило Ом. Мощность любая, но лучше меньше. Чтобы габариты были не большие.
Потенциометр R2 от 68 до 500 кило Ом. По мощности так же, поменьше.
Диод можно использовать вообще любой, какой Вам понравится. Он используется для защиты микросхемы от неправильного подключения питания. Можно вообще без него обойтись.


Звуковой излучатель ЗП-3 или любой подобный.


Как подключить ЗП-3? Если излучатель звука ЗП-3 новый, то к нему нужно припаять провода, так как на фотографии. Припаивается легко, если использовать флюс. Один провод паяем к мембране. Второй провод припаять к любому из двух выводов.
Напряжение питания схемы 12 вольт. Это может быть аккумулятор, выпрямитель или любой другой источник постоянного тока.
От номиналов элементов схемы зависит тон звучания устройства, поэтому можете поэкспериментировать, меняя конденсаторы и резисторы, добиваясь звука, который вам понравится.
Чтобы не делать печатную плату, лучше всего взять и использовать макетную плату, получается намного проще и быстрее.




Размещаем детали плотнее на макетной плате, запаиваем, ещё раз проверяем и пробуем звук, подключив к источнику питания.


При правильной сборке и исправных деталях, схема начинает работать сразу и в настройке не нуждается. Если не нравится тон, то подстраиваем потенциометром на свой вкус.
Сигнализатор собран.

Звуковой контроль "поворотника"

В.ЗАХАРЕНКО, UA4HRV,

г.Самара.

В автомобилях еще с прошлого века стало правилом устанавливать переключатель поворота с автома­тическим возвратом в нейтральное положение. Это, конечно же, удоб­но: не нужно отвлекаться на erо выключение после выполнения поворо­та и не приходится все время про­верять, вдруг он остался случайно включенным.

Но рано или поздно, а автома­тический возврат отказывает. Приходится какое-то время ез­дить без него. Довольно быстро убеждаешься, что это не так уж и плохо при сложных маневрах, но о "поворотнике" необходимо постоянно помнить. Решить про­блему поможет установка звуко­вой сигнализации работы реле поворота. Ввести такое устрой­ство в автомобиль несложно. Предложенная схема доработки применима не только к электронным реле (обычно такие реле имеют три вывода), но и к ста­рым тепломеханическим (имеют только два вывода).

В своей "десятке" я это сделал так. Открыл блок реле (в "десят­ке" он находится под приборной панелью со стороны водителя) и вынул реле указателя поворота. Сделал на каждый из трех выво­дов реле три удлинителя (при­мерно по 5 см) из штырька и "гнездышка" для автомобильных разъемов. При заделке проводов в два гнездышка я добавил еще по одному проводу длиной око­ло 20 см. К этим проводам под­ключил миниатюрный звукоизлучатель на напряжение 12 В. Вставил штырьки в гнезда реле поворота на панели, а гнездыш­ки одел на соответствующие вы­воды реле так, чтобы схема подключения самого реле не изме­нилась. Отличие зак­лючается в том, что параллельно оказы­вается подключен­ным звукоизлучатель (рис.1). Вот и вся до­работка. При езде зимой (с закрытыми окнами) звукоизлуча­тель, находящийся за приборной пане­лью, хорошо слыш­но. Летом (открыты окна) в са­лоне больше шума, и звукоизлу­чатель лучше вывести в любую нишу приборной панели.

Миниатюрный звукоизлучатель, совмещенный с генерато­ром звуковой частоты, применя­ется, например, в будильниках или стиральных машинах как зву­ковой сигнал. Выпускается звукоизлучатель в виде таблетки (рис.2) с рабочим напряжением 6, 9, 12 или 15 В. При отсутствии готового звукоизлучателя его можно изготовить самому по лю­бой известной схеме (например, показанной на рис.3). Опытный радиолюбитель сможет изгото­вить звукоизлучатель даже с ре­гулятором громкости.

Добавь статью в закладки
Похожие материалы

Во время движения автомобиля в плотном дорожном потоке и при совершении водителем различных маневров указатели поворотов имеют немаловажное значение. Многие начинающие водители часто попросту теряются, забывая о том, что после завершения очередного маневра необходимо выключить поворотник. Этим самым они (неосознанно) провоцируют других участников движения.

Предотвратить подобное недоразумение и призван самодельный звуковой дублёр поворотов, который, кстати сказать, можно собрать всего-навсего… за 10 минут. И тут важным подспорьем автолюбителю будет микросхема К561ЛН2. Её основные отличия - малое потребление мощности и хорошее быстродействие.

Сразу нужно оговориться, почему в данном случае мною не был задействован стандартный бузер, содержащий в себе встроенный генератор. Просто у него не слишком приятный тон звучания. Поэтому сперва желательно подключить бузер ко входу низкочастотного генератора, затем подобрать ручкой настройки на выходе подходящее звучание. И только после этого пускать звук через микросхему.

Схема устройства состоит из двух отдельных частей.


Генератор содержит в себе два логических элемента, а также небольшую времязадающую электроцепь.


В состав усилителя входят три запараллеленных между собою логических элемента. Подобное соединение заметно повышает силу коммутируемого тока. Усилитель даёт возможность устойчивой работы генератора микросхемы с нагрузками типа «бузер».

Монтаж и подключение устройства.

Отрицательный полюс (минус) крепится, как обычно, к «массе» автомобиля. Положительный полюс (плюс), через посредство «развязывающих» диодов, берётся от кнопки аварийной остановки.

Чтобы разобраться, какая из клемм этой кнопки какому поворотнику соответствует, нужно воспользоваться мультиметром, включенным на замер постоянного напряжения. Затем, включив поворотник (например, левый), убедиться, что на одной из клемм периодически появляется и исчезает напряжение +12 вольт. То же самое проделать и с другим поворотником.

Наверное все водители хоть раз забывали отключить указатели поворотов после совершения маневра? Штатные щелчки из передней панели не всегда хорошо слышно, особенно если в салоне играет музыка, поэтому предлагаю дополнить ваш автомобиль простой схемой сигнализатора поворотов своими руками.

Данная «пищалка» включается не сразу при включении сигнала поворота, а спустя определенное время и просигналив несколько раз, выключается. Если вы случайно забыли выключить поворот, вы на это обязательно среагируете, а если стоите в московской пробке, - звуковой сигнал сильно вас доставать не будет.

Схема подсоединена к цепи питания реле поворотов. Когда проходит сигнал поворота на обмотке реле появляется напряжение, которое и поступает и на нашу схему. В этот момент начинается зарядка емкости С1 через сопротивление R2. На зарядку конденсатора тратится около минуты. Когда напряжение на нем достигает уровня единицы формирователь на элементах микросборки D1.1-D1.2 и пассивная цепочка C3-R3-R4 генерирует импульс длительностью в пару секунд. Этот импульс запускает работу мультивибратора на элементах D1.3-D1.4, генерирующий импульсы частотой следования 1 кГц. А затем через транзистор и динамик в его коллекторной цепи. Раздается писклявый однотонный звук длительностью в несколько секунд.

После выключения поворотов емкость С1 начинает быстро разряжается через сопротивление R1 и диод VD1. Поэтому, если вы опять включите сигнал поворота, схема уже готова к очередному циклу работы.

Микросхему К561ЛА7 можно заменить на отечественную К176ЛА7 или импортную CD4011 (pPD4011, MJ4011 и подобные). Динамик В1 можно позаимствовать от старого стационарного телефонного аппарата. В принципе, подойдет практически любой достаточно миниатюрный динамик динамической или электромагнитной системы. Если использовать пъезодинамик, - транзисторный ключ можно исключить из схемы, а пъезодинамик включить между соединенными вместе входами элемента D1.4 и его же выходом.

Настройка схемы заключается в задании необходимых интервалов: подбором сопротивления R2 задают время работы сигналов поворота без звукового сопровождения, а номиналом резистора R4 регулируют продолжительность звуковой сигнализации.

Схема бипера поворотов состоит из генератора на микросборке К561ЛЕ5. Звуковой пъезо-излучатель ЗП-3. Подстроечным сопротивлением подбираем тональность звука; Диод по питанию надежно защитит конструкцию от возможной переплюсовки. Микросхема установлена на панельке.

Размер печатной платы 20 х 22 мм. Провода питания подсоединены параллельно проводам, следующим от разъема реле-прерывателя поворотников.

Для особо забывчивых водителей и блондинок в маленьких красных машинах предлагаю собрать схему звукового сигнализатора. Устройство собрано на распространённой и дешевой микросхеме К155ЛА3 и подключается к контрольной лампе поворотника или ручника в соответствии с