— представляю аппарат с интегрированным в один корпус предварительного усилителя и усилителя мощности звука с идеальным качеством звучания. Ламповик имеет стабилизированные режимы, в стерео выдает на выходе мощность 350 Вт на каждый канал. В моно режиме, если в оконечном каскаде установлены четыре лампы 6п45С — будет 700 Вт. Здесь указана максимальная мощность — измерялась до появления ограничения на синусоидальном звуковом сигнале.


Картинка кликабельна. Схему в большом масштабе можно взять → Здесь

Натуральная музыкальная мощность будет немного меньше. Если в выходном тракте установлены две лампы, то естественно и мощность уменьшится в два раза. При сборке лампового усилителя звука никакого специального подбора ламп не требуется, так как на каждый тетрод 6П45С есть функция регулировки. Поэтому все просто — взял схему и начинай делать.

Усилитель на лампах 6П45С

Ламповый усилитель собранный по данной схеме на тетродах 6П45С многократно проверен и работает великолепно. Было изготовлено два устройства в стерео варианте, если рассматривать как моно, то получается четыре аппарата. Эта универсальная схема дает возможность ничего не изменяя в ней собрать наиболее простой ламповик, такой, как например концевой усилитель и работать с пультом. Или же изготовить более сложные конструкции, например: с встроенным темброблоком, либо еще совершеннее — установить дополнительные входные модули для подключения электрогитар, микрофонов или синтезаторов.

Схема лампового усилителя звука , также позволяет сделать усилитель как монофонический, так и в стерео варианте. Помимо этого есть возможность не внося изменений в схему устанавливать практически любые радиолампы усиления. К примеру: вместо одной 6П45С без проблем можно применить 2 шт. 6П36С либо 6П44С. Исходя из этого легко подсчитать: если выходной каскад смонтировать на четырех лампах 6П36С — это будет эквивалентно по мощности двум 6П45С.

Выходной трансформатор

Также и выходной трансформатор будет стабильно работать с оконечным каскадом состоящим как из двух ламп 6П45С так и из четырех 6П36С. Хорошо показал себя в работе выходной транс от советского радио вещательного усилителя У-100У4.2, который имеет идеальную частотку и великолепное качество. Если такой трансформатор найдете, то он снимет вам трудоемкую проблему — не нужно будет наматывать с нуля выходник. Вдобавок к этому звуковая мощность получилась в пределах 175 Вт.

В данной конструкции были использованы некоторые узлы рекомендованные известными радиолюбителями. В частности представленная здесь схема лампового усилителя звука имеет в своем составе такие выходные трансформаторы. Но можно устанавливать и те, которые есть у вас в наличии и подходящие по параметрам, все будет прекрасно работать.

Стабилизатор напряжения

Характерная особенность этой модификации усилителя заключается в применении функции стабилизирующее режимы. Использование такой стабилизации исключает возможность негативного воздействия на устройство при сильных перепадах сетевого напряжения. Также данный ламповый усилитель звука не чувствителен к броскам напряжения в цепи питания, при которых скачкообразно работают все режимы радиоламп.

На этапе сборки конструкции проводились тестирование аппарата с установленной стабилизацией режимов и без нее — выявилась огромная разница между двумя вариантами. Устройство со стабилизатором намного превосходило второй вариант по надежности и устойчивости в работе, чистоте звуковой картины и прочее. Не стоит экономить на паре транзисторов. Поэтому лучшим решением будет для вас, если вы дополнительно соберете стабилизаторы напряжения. В последствии от этого вы будете вознаграждены высококачественной работой усилителя и превосходным звучанием.

Установка транзисторов стабилизатора

Для удобства установки транзисторов в цепях стабилизатора нужно использовать транзисторы в пластиковом корпусе, которые легче всего крепить непосредственно прямо к корпусу усилителя. Тем самым обеспечивая хорошую термостабильность транзисторам. Я в данной схеме использовал транзисторы от строчной развертки и блока питания фирменных телевизоров.

Постоянное напряжение питания в предварительном каскаде поданное в цепь накала всех установленных там ламп, прекрасно справилось с всевозможными проявлениями фонового искажения и шумами. На слух это в действительности не слышно вообще. Естественно я распределил точки заземления, которые проложены от одного каскада к другому. А последняя точка выводится на общий корпус у катода выходных тетродов, также в этой точке сходится провод питания высокого напряжения по «минусу». Особое внимание уделяйте правильности монтажа.

Использование схемы SRPP (в русском понимании — каскад с динамической нагрузкой) в каскадах предварительного усиления, совершенно оправдывает себя устойчивостью к перегрузкам, отличным качеством, малым сопротивлением на выходе.

На представленных фото показаны готовые ламповые полные усилители: Первый — полный стерео-усилитель мощностью 700 Вт; второй — мощность 300 Вт.

Предлагаю хорошо отработанную схему унч на 6п45с, с пятиполосным темброблоком. Усилитель выполнен по классической однотактной схеме.за основу была взята схема А.Манакова. В описании работы схема ненуждается.

Ламповый усилитель НЧ

В процессе сборки и наладки были изменены некоторые номиналы резисторов.в процессе настройки понадобится подобрать R23,R34 таким образом,чтобы напряжение на анодах 6п14п имело значение 190в.далее подбором R45 устанавливаем анодное на 6н3п 90-110в. Возможно придется подобрать сопротивление R22,R33 напряжение на выводе 9 устанавливаем 90в.отрицательное напряжение на управляющей сетке 6п45с может быть от 45 и до 70в, все зависит от применяемых лам и степени изношенности.у меня это значение равняется 54в. На этом вся настройка заканчивается.

Темброблок

В качестве темброблока использовал схему на BA3822LS. Эта микросхема имеет неплохие параметры и доступна в продаже. У нас стоит 69 руб. Достоинства такого схемного решения - отсутствие кучи экранированных проводов и экранов, при отсутствии сигнала никаких шумов фонов и шипений ненаблюдается. Готовый темброблок подключать ко входу унч желательно через подстроечные резисторы в 100ком,т.к микросхема имеет достаточной высокий уровень усиления.

Изначально,вместо микросхемы мною использовалась аналогичная схема на двух лампах 6н3п, но в конце концов я от нее отказался в силу невозможности избавится от помех и фона в следствии слабой экранировки ламп и всей схемы из за недостаточности места в корпусе. Отмечу что блок регулировок на лампах все же звучит теплее как мне кажется. Для тех кому интересен этот вариант схема так же прилагается.

Блок питания усилителя

Теперь о блоке питания. Взят готовый трансформатор тс270 только немного домотал витков поверх имеющихся обмоток. Дросели взяты готовые от... непомню чего. Или от чб телека или приемника..питание каждого канала желательно организовать раздельное для уменьшения помех и искажений между ними.

Я использовал один выпрямитель в оба канала. Особого желания мотать еще одну обмотку небыло,повно как и провода в частности. Уделил больше внимания к конденсаторам в замен. Ничего такого замечено небыло, обошелся одной повышающей обмоткой. Выходные трансформаторы самодельные,типа тс-20 тс-30 у кого какие есть, с подковообразным сердечником.

Мотаем таким образом: первичка 94 витка проводом 0,47 затем 900 витков первички проводом 0.18 должно получится так 94/900/94/900/94/. Первичку соединяем в послед вторичку параллельно, между половинками железа никаких прокладок из бумаги неставим. Мажем супермоментом (секундный клей) собираем и одеваем сверху на железо бандаж если он имеется, если нет то зажимаем железо до полного высыхания клея.

Плюс такого решения - не издает шумов при работе(при условии хорошего железа и плотно уложеных обмоток), надежно держится железо а при необходимости легко разбирается - остаточно в месте склеивания ударить слегка чем нибудь тяжелым. Для корпуса использовл листы алюминия 3мм. Ручки регулировок это декоративные дюралевые ручку для дверей у мебели, дырки рассверлены под нужный диаметр и одеты через термоусадку непосредственно на переменники.

Корпус покрашен автоэмалью а половина обклеен пленкой под дерево. Трансформатор блока питания я сделал выносным дабы уменьшить его влияние на унч. Транс упаковал в корпус от блока питания старого копма, соединяется с усилителем 6 жильным кабелем через разьем на корпусе унч. Кабель собран вручную. В схеме есть неточность R40 И R29 ОБЫЧНЫЕ МЛТ-2.А ВОТ R28 R39 обязательно должны быть пятиватными!


Комментарии (28)

Ув. Сэм! А указать выходную мощность данного УНЧ можете?
Спасибо.

да,конечно.в данном варианте 12ватт на канал. в триодном режиме 24 ватт на канал. выводы 3 и 6 соединяются непосредственно с плюсом питания. и подбирается напряжение смещения.делал ток покоя 100 ма. в триодном режиме возрастают нелинейные искажения.и 12 ват хватает на 100 ватную акустику

12 ват хватает на 100 ватную акустику

Вы хотите сказать что такой усилитель всего лиш на 12 Вт раскачает мои S90, что-то я не пойму...

если ваша акустьика не S-90 то все остальные тянет на ура. была б возможность то продемонстрировал. конечно основное и главное условие это правильно намотаные выходные трансы.

s-90 хоть и считаются если не одной из лучшей акустикой отечственного производства,однако чувствительность у них оченб низкая

но если нет других колонок.то можно немного подобрать число витков вторички.

Доброго времени суток автору
Есть пару непоняток со схемой
1 Вход левый правый идет на R52 и R53 это центральные жилы, а общая жила садится на землю?
2 нету информации про блок питания нити накала 6.3в, сколько их на каждый тип ламп свой блок?
3 на схеме показанно куда подавать питание -70 и +350, а +70 и -350 идут в схему или нет? ото часть выводов неподписанна (конец R29 R40)

Доброго времени суток! Заинтересовался вашей статьей, хочу сделать такой же усилитель, но не понял как мотать выходной трансформатор сигнала с ламп (нет в этом никакого опыта).
Как я понял из описания трансформатор питания и выходной совмещены что ли?
Я использовал один выпрямитель в оба канала. Особого желания мотать еще одну обмотку небыло,повно как и провода в частности. Уделил больше внимания к конденсаторам в замен. Ничего такого замечено небыло, обошелся одной повышающей обмоткой. Выходные трансформаторы самодельные,типа тс-20 тс-30 у кого какие есть, с подковообразным сердечником.
Цитата:
Мотаем таким образом: первичка 94 витка проводом 0,47 затем 900 витков первички проводом 0.18 должно получится так 94/900/94/900/94/. Первичку соединяем в послед вторичку параллельно, между половинками железа никаких прокладок из бумаги неставим.
Из описания я не втыкнул где вторичка, а где первичка так как их две в описании . Если можно то пожалуйста напишите чуть подробней про выходной транс или поправьте где ошибка. Огромное спасибо!

P.s. Юрий
Там где написано 70 и 350 В, выводы. Обрати на то какие из них заземлены, это не минус, а тире имел в виду автор.

отвечаю для Юрия. первое:да,оплетка,она же общая жила садится на землю. второе: блок питания выполнен на готовом трансформаторе от чб ящика типа ТС-270. (270ватт).все обмотки на этом трансформаторе можно оставить. нужно лиш домотать вторичную обмотку чтоб переменки на выходе было 300-320в.те которые есть на нем дают 220,этого мало.для накала используем родную обмотку.она вполне вытянет 5 ампер.все нити накала ламп соеденены паралельно. третье:обмотка 70в,плюс соединяется с земляным общим проводом. -350 подаем на земляной по схеме провод. неподписал,думал вопросов невозникнет,вроде все очевидно.

в описании выше я упоминал о тс 270 и что он взят от чб лампового ящика.на нем все обмотки есть,при отсутствии обмотки 45 вольт на этом трансе,доматываем сами

70 подаем туда где стоит -70 на схеме это не тире

для АЛЕКСЕЯ.. трансформатор питания один на фото его нет,он упакован в старый корпус от компьютерного бп,об этом я писал. и два транса выходных.для выходного транса лучше всего брать транс с подковообразным сердечником,такой же как у тс270 ,только меньше размером.если такого трансформатора нет,как я писал выше тс20 или тс30.то можно взять любой другой с приблезительной мощностью 30-40 ватт,с Ш образным железом.почему именно подковообразное железо лучше.,потому что уже собрано склеено четыре готовые подковы.ш образное плохо тем что если пластины имеют заусенцы ржавчину мятые,то в сборе они будут коротить между собой,вследствии того что изоляция нарушена.такой транс как надо работать небудет,и ничего кроме разочарования непринесет. обязательное условие такого железа,непобитые пластины. если нет трансов тс,то можно взять готовые фабричные типа ТВК-30. железо такое же. но придется поптеть чтоб их разобрать,т.к они залиты краской и в худшем случае эпоксидом.теперь о намотке.сперва мотается 94 витка вторичной обмотки,той к которой будет подключаться акустика,затем слой изоляции,затем 900 витков первичной обмотки,затем слой изоляции,в конечном итоге у тебя должно получиться три вторичных независимых друг от друга обмотки и две первичные обмотки. у каждой оботки делаеш выводы,чтоб потом соеденить их как нужно. вторичные обмотки соединяй параллельно,только непопутай начало конец. начало с началом конец с концом. а первичные обмотки соединяеш последовательно начал одной с концом другой,в итоге получится одна первичная обмотка. и одна вторичная.ну вроде понятней некуда. сложного ничего нет даже если никогда неделал подобного

подсказка.если неудается избавиться от фона переменного тока в динамиках.то посмотрите схему с названием: ламповый унч начального уровня,там есть цепочка в схемном решении корторая полностью устраняет эту проблему. через яндекс легко эту схему можно найти.

Реально с этой лампы качественного звука 6-7 ватт, выше шлак.

для Vlad.чаще всего шлак получается от того что используют не качественные элементы, нет знаний, умения и еще чаще от рук..

В схеме существенный косяк. Анодная нагрузка 6П14П - 22кОм, что на много больше оптимальной. Это значительно увеличивает выходное сопротивление драйвера, что делает мало приятным для для выходной лампы. А также сильно возрастают искажения драйвера.
Лампа 6П45С имеет огромную крутизну. А значит повышенные искажения.
И действительно, при мощности более ватт, эти искажения и слышны и видны даже на экране осциллографа.

для звук.. все что ты написал это в теории.. здесь же подбиралось все в ручную и именно 22к анодный резистор,попробуй сам собери сначала,проверь а потом критикуй. для каждой 6п14п величина анодного резистора оказывалась разной. и все настраивалось по осцилографу.

Сергей, все ответы на ваши вопросы приведены на следующем рисунке (кликнуть для увеличения рисунка):

Здравствуйте, скажите пожалуйста в чем проблема: собрал такой усилитель но один канал работает громче чем второй. Получается работает громче тот канал, в котором стоит резистор 4.7ком.

Здравствуйте. Попробуйте поменять местами входы усилителей, подключенные к проходным конденсаторам 1х250 (С1, С26) - если теперь станет громче работать другой канал, то причину нужно искать в источнике сигнала, сигнальных проводах или схеме предусилителя на лампе 6Н3П.

Схемы каналов усиления мощности НЧ на лампах 6П14П и 6П45С - полностью одинаковые. Если они играют с разной громкостью, то возможно где-то установлены неисправные или подпорченные электронные компоненты.

Например для подбора R23 и R34, которые по 22К, можно взять переменный резистор на 36-56К, выставить его ползунок в положение для получения сопротивления 22К. Потом включаете схему, меряете напряжение на анодах ламп, как указано в статье, медленно вращая ручку переменного резистора добиваетесь нужных показаний прибора. На место переменного резистора впаиваете постоянный с таким же сопротивлением.

Предлагаю Вашему вниманию, усилитель от Юрия Малышева

Широкополосный усилитель предназначен для для вокала или для СЧ-ВЧ тракта в 2х полосной клубной системе.Можно использовать и как сценические мониторы.
Краткие характеристики:
1.Диапазон частот 40-30000Гц (в нуле)
2.Выходная мощность 2х170вт (на выходники железо от ТС-250 или ПЛ20х40х100) На лампах 6П45С(желательно пары) или 6П42С.Можно применить 4П44с,но уже по две в плече и обязательно подобранные.
3.Чувствительность -0дБ(0,775в)
4.Уровень шумов -80дБ
5.Коэф.гармоник-1,5% ,можно и гораздо меньше при точной балансировке оконечного каскада.
6.Принудительный обдув выходных ламп.
7.Силовой тр-р -спаренный ТС-250 или спарка на ПЛ2040100(предпочтительнее)
8.Исполнение «РЭК»-овое
Схема отработана и обкатана много лет.Выпущено несколько вариантов усилителей(за 10лет ок.тысячи в Харькове,под разными названиями)

Я дам Вам данные выходника,потом напишу подробные измерения его в работе усилителя.А корректировка от расчётных данных обычно не более 5% от количеств витков в первичке и вторичке.По сравнению с Вашими классиками я ещё всё проверяю в «живом » изделии!
Итак железо от ТС-250.ТС -180 хоть и такое же по габаритам,но существенно похуже.Два каркаса из стеклотекстолита,хотя по бедности(но скорее лени) можно взять и каркас из прессшпана
На каждой катушке первичка проводом 0,355 -4секции по 360 вит.Каждая секция-это два слоя.На двух катушках соответственно 2880вит.
Вторичка 4-омная 5секций по 130вит.на каждой катушке 0,45.Итого-10секций.Сверху каждой катушки домотка на 8ом 55вит.провом 1,06 .Легко заметить,что коэф.тр-ции на 4ом=22,15
Изоляция желательно ЛАВАРИЛ.Из многих сотен выходников за 25лет не сгорел ни один,по крайней мере не встречал таких поломок.
Тут нашёл очень интересную таблицу по подробному обмеру усилителя с этим трансформатором.
Кратко 28гц- 182вт(выходная мощность) при Кг-6%.
28гц-169вт при Кг-3,4%
28гц-156вт уже Кг-2,3%

30гц -182вт(4ом нагрузка везде)-Кг-3%
40гц-182вт Кг-1,7%
1000гц 182вт Кг-1,3%
10кгц 182вт Кг-1,3%
20кгц 182вт Кг-1,5%
40кгк 182вт Кг-2,0%
60кгц 156вт Кг=4,3%
100кгц ок 100вт в лампах наблюдается синее свечение и она примерно через 2 мин. выходит из строя.
А в нормальной работе-служит годами при хорошем вентиляторе Джамикон,например,высотой ок.100мм.Высота передней панели усилителя 3U-стандарт.Ширина-19″(482мм).
Приборы тогда были генератор Г3-102,искажёметр С6-8,осцил.С1-83,вольтметр на выходе В3-33.

А вот схема выходного трансформатора.Первичка -красным цветом.В секции по два слоя 0,355 проводом, 180вит. в слое.

Питание вторых сеток

Представляю свою версию однотактного усилителя на лампе 6п45с. За основу взята схема А.МАНАКОВА

Мне не удалось найти 6э5п, поэтому решил попробовать 6п15п и 6п14п. Мне показалось, что 6п14п звучит лучше, к тому же она более доступна.

Лампа 6п45с при фиксированном смещении ведет себя не стабильно (плывет ток). При автосмещении большая рассеиваемая мощность на катодном резисторе. Я выбрал компромиссный вариант - полуавтоматическое смещение.

Катодный резистор 150 ом зашунтирован конденсатором 2200мкф* 35вольт. На сетку подано отрицательное смещение от отдельного маломощного трансформатора (можно домотать доп. обмотку наТС-180). Я использовал 12в транс от маломощного блока питания(50-200ма) включив вторичку на накальную обмотку 6,3в.

В качестве силового использован ТС-180. Лучший вариант: использование двух ТС-180 (два моноблока) или одного ТС-270.

Схема усилителя

В качестве выходного можно применить ТС-180 без переделки, но лучше перемотать, так как без перемотки будет спад по верхам и низам. Первичная обмотка (750 витков на каждой катушке, диаметр провода 0,3-0,35мм) находится между частями вторичной (120+120витков на каждой катушке, диаметр 0,6-0,7мм). Две первичные обмотки соединяются последовательно, четыре вторичные - параллельно (на нагрузку 8 ом). Лучше конечно приобрести фирменный транс, но это стоит денег и не малых. Решать вам. Многие считают, что из железа ТС-180 не сделать хороший транс. Может это не идеал, но на халяву…

Тем не менее, вот что получилось- Fн-23гц. Fв-26000гц на уровне -1db.Измерялось на мощности 4 ватта. Мощность до ограничения-8вт. Максимальная-12вт.

Нашел у Клауса статью “Варианты фиксированного смещения” и решил поэкспериментировать с 6п45с. Результат порадовал. Вариант для 6п45с-напряжение смещения -125вольт подается через стабилитрон на 72 вольта. При изменении сетевого напряжения от 160 до 250 вольт мощность на аноде остается практически постоянной.

НАСТРОЙКА. Настройка заключается в подборе резистора R4 в цепи 2й сетки 6п14п по максимуму усиления и регулировка тока анода 6п45с подстроечным резистором R10 по падению напряжения на R9-0,165вольт.


Комментарии к статье:

“Мессир, ну почему же - монстры? Они тяжелы, громадны, и сильно пышут жаром.” Начну с того, что журнал, который вы читаете, все-таки не аудиофильский. Что такое аудиофилия? Это увлечение консервированным (в хорошем смысле!) звуком. Щелчок выключателя электропитания и… полились чарующие звуки.

Не с валика Эдисона, не из граммофона и не из патефона, а из ваших, именно ваших акустических систем. Но как достичь волшебства, или очарования звуком? Ясное дело - применив соответствующие компоненты системы звуковоспроизведения. Не будем говорить о проигрывателях и акустических системах, тем более, о золоченых кабелях и серебряных шасси.

Обратим свой взор на схемотехнику усилителей. В прежние времена в нашей громадной стране все усилия тратились на “оборону”. Вопросами высококачественного звуковоспроизведения занимались отдельные энтузиасты. Публикаций было мало. Основные достижения были получены не у нас, а где-то там, за океаном.

Там же находятся и основные источники информации. Кто у нас слышал раньше о триодных усилителях Cucing’a, знаменитом D.T.N. Williamson’e или о том, что местную трансформаторную ООС в катоде пентода предложил Peter I.Walker на ф. Acoustical manufacturing, выпускающей продукцию под маркой “Quad”? Кое-что появляется в последние годы и у нас. Хотя информации все равно маловато.

  • Во-первых, это - лампы.
  • Во-вторых, это - триоды.
  • В третьих, это - (Боже упаси!) - не использовать отрицательную обратную связь (ООС) и класс “В” (только “А”!).

В четвертых, чем проще схема, тем она лучше. “Однотактник” лучше “двухтактника”.

К сожалению, я не смог услышать работу настоящего “Ongaku”. Среди моих знакомых не оказалось обладателя этого замечательного устройства фирмы Audio Note. А всевозможные “Прибои” и даже один “Luxman” на лампах звучали как-то одинаково “тускло”, и впечатления не производили. Но вот, как-то раз, знакомый аудиофил пожаловался, что ламповый усилитель, который он собственноручно собрал за год, не оправдывает надежд, не “звучит” и даже не дает нужной мощности.

Я помог ему отрегулировать режимы ламп, уменьшить фон и получить выходную мощность по 6 Вт на канал, а также ввел отключаемую ООС с выхода на входной каскад, т.е. охватил ею три каскада, что часто делается в ламповых усилителях. Кроме того, добавил RC-цепочку на выходе (схема Цобеля) для устранения ВЧ-колебаний на холостом ходу. По приборам получилось примерно, то же время установления, что и без ООС, и та же экспонента.

И вот, мы слушаем этот усилитель. Звучит великолепно! Глубокий, без привязки к АС, объемный звук просто завораживает! Включаем вместо этого лампового “монстра” американский “Harman Kardon” (НК-1400) - транзисторный с ООС (“недорогой”, всего-то 700 $). Звук заметно хуже, чем у самодельного - нет такого объема и глубины. Запускаем отечественный ламповый “Прибой 50 УМ-204С”. Звук еще более “сухой”.

Наконец, самый решающий эксперимент. Включаем ООС в самодельном ламповом. При этом расширяется полоса пропускания с 30 кГц до 100 кГц, мощность на выходе увеличивается до 12 Вт при том же коэффициенте гармоник (около 3%), уменьшается выходное сопротивление. Все, вроде бы, прекрасно, но эффект потрясающий! Звук становится таким же. как и у “Прибоя”. Очарование исчезло, звук “сухой”, объема нет. не говоря уже о мелких деталях.

Слушать не хочется. Убираем ООС - и “волшебство” восстанавливается! Опять не хочется выключать усилитель. так бы слушал и слушал… Потом мы сравнили его звучание со звуком усилителя “Орбита УМ-002 Стерео”, скопированного с “Quad-405”, и установили, что “Орбита” на том же месте, что и “НК-1400”, но место это гораздо ниже лампового самодельного.

Нужно отметить, что прослушивание велось в одной и той же комнате 16 м², с одними и теми же акустическими системами, с одним и тем же проигрывателем компакт-дисков, на одних и тех же дисках (тестовый, джаз, хор, вокал, симфонический оркестр).

Самодельный усилитель - это усилитель I.Morrison’a, адаптированный к нашей комплектации А.Бокаревым . Привожу эту простую схему (рис.1) с той цепью ООС, которая улучшила объективные технические параметры, но “испортила” звук. В усилителе использованы корпус и трансформаторы от УЗЧ “Прибой 50УМ-204С”.

Напряжения питания получились несколько меньше, чем указано в . Выходная мощность также оказалась меньше. Что же дает применение в выходном каскаде триодов вместо пентодов? Вернее, ламп 6П45С в триодном включении, в классе “А” и без ООС. В классе “А” значительно уменьшается выходная мощность при том же напряжении питания, по сравнению с классом “В”.

Но ведь для высококачественного звука в маленьких помещениях (16. ..18 м²) и при АС с большой отдачей 6…8 Вт на канал вполне достаточно. Триодное включение дает меньший коэффициент гармоник, чем пентодное, раза в 2 -5% и 10% соответственно (без ООС) при оптимальной нагрузке, и еще меньший при увеличении приведенной к анодам нагрузки, но ценой уменьшения выходной мощности.

Внутреннее сопротивление триода (Rj = ∆Ua/∆Ia) значительно меньше, чем у пентода. Это видно из приводимых анодных характеристик пентода ГУ-50 (П-50, LS-50) (рис.2). В триод- ном включении ГУ-50 и 6П45С имеют практически совпадающие выходные характеристики. Для 6П45С в триодном включении они приведены в .

Применение выходного трансформатора, рассчитанного для пентода и имеющего большую индуктивность первичной обмотки, позволяет сильно расширить АЧХ в сторону низких частот, т.к. Ri триода в несколько раз меньше, чем Ri пентода. По этой же причине действующие емкости обмоток перезаряжаются быстрее, и полоса частот расширяется £ сторону высоких частот.

Малое Ri у триода дает малое выходное сопротивление и без ООС, хотя НЧ несколько подчеркиваются. И, наконец, самое главное. Отсутствие ООС дает чисто апериодический переходный процесс, без затягивания и колебаний (tyст = 10 мкс до уровня 99% от установившегося значения Uвых). Введение резистивной ООС глубиной 20 дБ (включен только резистор R7) приводит к большим колебаниям переходной характеристики (ПХ). Амплитуда колебаний доходит до 60% от амплитуды импульса, а период колебаний - 6.. .7 мкс.

Включение емкости С2= 1500…2000 пФ устраняет колебания, процесс становится похожим на экспоненциальный, tyст 5 мкс. Колебания с периодом 6…7 мкс говорят о наличии на диаграмме Боде на частоте около 150 кГц резонансного максимума или диполя, что может вызвать затягивание ПХ и “испортить” звук. Вот и выбирайте! Или КПД как у паровоза и прекрасное звучание, или хорошие показатели и желание поскорее выключить усилитель. Аудиофилов низким КПД не испугаешь. Их лозунг: качество звука - любой ценой!