Люди всегда нуждались в обмене информацией. Именно поэтому история почты началась задолго до появления письменности и привычных современному человеку писем. В древности для передачи новостей использовался голос. Этот способ сохранялся в некоторых регионах вплоть до Средних веков. Например, в империи инков на протяжении многих столетий существовали гонцы-глашатаи, которые распространяли новости из столицы, передвигаясь по стране с помощью сети разветвленных горных дорог. Позже они стали использовать в котором в качестве носителя информации выступали шнуры и нити.

Клинописные таблички

Первая система письменности в классическом смысле этого слова - клинопись. С ее появлением около 3 тысяч лет до н. э. история почты перешла на принципиально новый уровень. Клинопись распространилась среди народов древней Месопотамии: шумеров, аккадцев, вавилонян, хеттов.

Послания выводились деревянной палочкой на глиняных табличках, пока глина сохраняла свою мягкость. Из-за специфического инструментария возникали характерные клинообразные штришки. Конверты для таких писем также изготавливались из глины. Чтобы прочитать послание, адресат должен был разбить «упаковку».

Древняя история почты долгое время оставалась практически неизвестной. Большой вклад в ее изучение внесло открытие библиотеки последнего великого царя Ассирии Ашшурбанипала, правившего в VII в. до н. э. По его приказу был создан архив из 25 тысяч глиняных табличек. Среди клинописных текстов оказались как государственные документы, так и обычные письма. Библиотека была открыта в XIX веке. Благодаря уникальной находке удалось провести дешифровку непонятной прежде переводчикам клинописи.

Ракушки и рисунки

Индейцы племени гуронов обходились бусами из раковин. Их нанизывали на нитки и так получали целые письма. Каждая пластинка имела определенный цвет. Черный означал смерть, красный - войну, желтый - дань и т. д. Умение читать подобные цветные пояса считалось привилегией и мудростью.

История почты прошла и «иллюстрированный» этап. Прежде чем писать буквы, люди научились рисовать. древних, образцы которой и сегодня обнаруживаются в глухих пещерах, это тоже своеобразная почта, шедшая до современного адресата целые поколения. Язык рисунков и татуировок до сих пор сохранился у изолированных полинезийских племен.

Алфавит и морская почта

Своя уникальная система письма была у древних египтян. Кроме того, у них была развита голубиная почта. Для передачи информации египтяне использовали иероглифы. Гораздо меньше известен тот факт, что именно этот народ создал первый прообраз алфавита. Среди многочисленных иероглифов-рисунков у них появились иероглифы, передававшие звуки (всего их было 24).

В дальнейшем данный принцип шифрования развивали другие народы Древнего Востока. Первым собственно алфавитом считается алфавит, появившийся в городе Угарит на территории современной Сирии приблизительно в XV в. до н. э. Затем схожая система распространилась в других семитских языках.

Свой алфавит был у финикийцев. Этот торговый народ прославился искусными кораблестроителями. Моряками осуществлялась доставка почты в многочисленные колонии в разных частях средиземноморья. На основе финикийского алфавита возник арамейский и греческий алфавиты, от которых берут начало почти все современные системы письменности.

Ангарион

Ангарион - древняя персидская почтовая служба, созданная в империи Ахеменидов в VI в. до н. э. Учредил ее царь Кир II Великий. До этого доставка почты из одного конца государства в другой могла растянуться на месяцы, что категорически не устраивало власти.

Во времена Кира появились ангары (так назывались конные курьеры). Почтовое дело той эпохи дало первые ростки существующей и сегодня. Самая длинная дорога ангариона тянулась из Суз в Сарды, а ее длина составляла 2500 километров. Огромный маршрут был разделен на сотню станций, на которых менялись лошади и курьеры. С помощью этой эффективной системы персидские цари беспрепятственно передавали поручения своим сатрапам в самых далеких провинциях огромной империи.

При преемнике Кира II Дарии I была построена Царская дорога, качество проложения которой оказалось столь высоким, что примером ее организации (и вообще ангариона) в своем государстве воспользовался Александр Македонский, римские императоры и даже Карл I, правивший средневековой Франкской империей в IX веке.

Римская эпоха

Как уже отмечалось выше, римская история почты и писем во многом походила на персидскую. В республике, а позднее в империи параллельно существовала государственная и частная система передачи сообщений. Последняя основывалась на деятельности многочисленных гонцов, которых нанимали (или использовали в качестве рабов) богатые патриции.

На вершине своего могущества Римская империя охватывала колоссальные территории в трех частях света. Благодаря единой сети разветвленных дорог уже в I веке нашей эры можно было с уверенностью отправить письмо из Сирии в Испанию или из Египта в Галлию. Мелкие станции, где менялись лошади, были устроены на расстоянии всего нескольких километров. Пакеты перевозились конными курьерами, для клади использовались телеги.

Наиболее быстрая и эффективная государственная почта была доступна только для официальной корреспонденции. Позже стали выдаваться особые разрешения на пользование этой системой путешествующим чиновникам и христианским священникам. Государственной почтой заведовал приближенный к императору префект претория, а с IV века - магистр оффиций.

Средневековая Европа

После падения Римской империи прежняя почтовая система развалилась. Сообщения стали доставляться с огромными затруднениями. Мешали границы, отсутствие и запустение дорог, преступность и исчезновение единой централизованной власти. Почтовое сообщение стало еще хуже с возникновением феодализма. Крупные землевладельцы часто взимали огромные пошлины за проезд по своей территории, что крайне осложняло деятельность курьеров.

Единственной хоть сколько-нибудь централизованной организацией в Европе в раннем средневековье осталась церковь. Монастыри, архивы, храмы и административные органы нуждались в постоянном обмене информацией на просторах большей части политически раздробленной Европы. За организацию почтового сообщения стали браться целые духовные ордена. Нередко важную корреспонденцию по Старому Свету перевозили странствующие монахи и священники, чья ряса и духовный статус зачастую были лучшими средствами защиты от неприятностей с незнакомцами.

Свои корпорации гонцов возникали при университетах, куда стекались студенты из самых разных краев. Особенно прославились курьеры учебных заведений Неаполя, Болоньи, Тулузы и Парижа. Они поддерживали связь между студентами и их родными.

Больше всего в почте нуждались купцы и ремесленники. Без обмена письменными сообщениями со своими партнерами они не могли наладить торговлю и сбыт продукции. Отдельные корпорации купеческой почты возникали вокруг гильдий и других объединений коммерсантов. Эталон такой системы был создан в Венеции, чьи торговые контакты связывали средневековую республику не только со всей Европой, но и с далекими странами по ту сторону Средиземного моря.

В Италии и Германии, где сформировался институт вольных городов, получила распространение эффективная городская почта. Свои собственные опытные гонцы были у Майнца, Кельна, Нордгаузена, Бреславля, Аугсбурга и т. д. Они доставляли как письма администрации, так и посылки обычных жителей, плативших за услугу по определенному тарифу.

Ямщики и тройки

Благодаря «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина все в детстве слышали фразу: «Едет с грамотой гонец». Отечественная почта возникла в период Киевской Руси. Необходимость в системе обмена корреспонденцией всегда была актуальна для нашей страны в силу ее огромных территорий. Колоссальные для западных европейцев расстояния отражались и на нормах, характерных для русских гонцов и невероятных для иностранцев.

Во времена Ивана Грозного царские курьеры обязаны были проходить в день по сто километров, что с трудом поддавалось объяснению заграничным наблюдателям. В XIII - XVIII вв. почтовые станции в России назывались ямами. На них содержались лошади и работали постоялые дворы.

Существовала и так называемая ямская повинность. Она распространялась на тягловое население провинций. Крестьяне, отбывавшие повинность, должны были организовывать перевозки государственных чиновников, грузов и дипломатов. Эта традиция была распространена татаро-монголами во время их ига над восточнославянскими княжествами. В XVI веке в Русском государстве появился Ямской приказ. Этот аналог министерства занимался не только почтовыми, но и налоговыми делами. Короткая фраза: «Едет с грамотой гонец» едва ли может передать сложность курьерского дела в средневековой России.

Около двухсот лет назад появились знаменитые разноаллюрные упряжки тройки лошадей. Они снаряжались специально для путешествий на дальние расстояния. Расположенные по бокам скакали галопом, а центральный коренник двигался рысью. Благодаря такой конфигурации достигалась предельная для своего времени скорость в 45-50 километров в час.

От дилижансов до железных дорог и пароходов

Централизованные системы королевских почт появились в Англии, Швеции, Франции и других развитых странах в XVI-XVII вв. Одновременно с тем росла необходимость в устройстве международной связи.

На рубеже Средневековья и Нового времени в Англии распространились дилижансы. Эта почтовая карета постепенно вытеснила простых конных курьеров. В конце концов она завоевала мир и появилась во всех частях света от Австралии до Америки. О прибытии почтового экипажа в городе или селе сообщали с помощью специального рожка.

Очередной перелом в развитии систем связи произошел в начале XIX века с появлением пароходства и железных дорог. Новый вид водного транспорта хорошо зарекомендовал себя в организации британо-индийской почты. Специально для облегчения путешествия на восток англичане спонсировали строительство в Египте, благодаря которому корабли могли не огибать Африку.

Почтовые ящики

Существует несколько версий о том, где появился первый почтовый ящик. По одной из них таковыми можно считать тамбуры, установленные во Флоренции в начале XVI столетия. Их размещали рядом с церквями - главными общественными местами города. Деревянный ящик со щелью вверху был предназначен для передачи анонимных доносов, в которых сообщалось о государственных преступлениях.

В том же XVI веке подобные новинки появились у моряков. В каждой британской и голландской колонии был свой почтовый ящик. С помощью подобной технологии мореплаватели передавали корреспонденцию на другие корабли.

Французским изобретателем почтового ящика считается Ренуар де Вилайе. Именно он разрешил проблему переписки между парижанами. В середине XVII века во французской столице было четыре почтамта, однако и они не могли справиться с гигантским потоком корреспонденции обычных граждан. Ренуар де Вилайе являлся членом правительства и Национальной академии наук. Подключив собственную смекалку и административные ресурсы (разрешение короля Людовика XIV), он в 1653 году инициировал установку почтовых ящиков по всему Парижу, что заметно облегчило работу почтовой службы. Новинка быстро прижилась в столице и распространилась в других городах страны.

История почты России сложилась так, что отечественные почтовые ящики появились только в 1848 году. Первые такие диковинки установили в Москве и Санкт-Петербурге. Поначалу конструкции были деревянными, затем их сменили на металлические. Для срочных отправлений использовались почтовые ящики, выкрашенные в яркий оранжевый цвет.

Марки

Сложившаяся в Новое время международная почтовая система имела множество недостатков. Ключевой из них заключался в том, что сборы за пересылку отправлений оставались затруднительными несмотря ни на какие логистические и технические новшества. Впервые данная проблема была решена в Великобритании. В 1840 году там появилась самая ранняя из ныне известных марок - «черный пенни». Ее выпуск был связан с введением тарифов на пересылку писем.

Инициатором создания марки стал политик Роуленд Хилл. На рисунке марки был выгравирован профиль молодой королевы Виктории. Нововведение прижилось и с тех пор каждый почтовый конверт письма оснащался специальным ярлыком. Наклейки появились и в других странах. Реформа привела к значительному увеличению количества почтовых пересылок в Великобритании более чем в два раза всего лишь за первый год после эпохального преобразования.

В России марки появились в 1857 году. Первый знак почтовой оплаты оценивался в 10 копеек. На марке был изображен двуглавый орел. Для тиража выбрали именно этот геральдический символ, так как он являлся эмблемой Почтового департамента империи. Это ведомство старалось не отставать от западных тенденций. Почта СССР также уделяла много внимания знаки оплаты пересылки появились в 1923 году.

Открытки

Знакомые всем почтовые открытки возникли сравнительно недавно. Первая карточка подобного рода появилась в 1869 году в Австро-Венгрии. Вскоре такой формат завоевал общеевропейскую популярность. Случилось это во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг., когда французские солдаты стали массово посылать свои родным иллюстрированные почтовые карточки.

Фронтовая мода была моментально перехвачена коммерсантами. Уже через несколько месяцев почтовые открытки стали массово выпускаться в Англии, Дании, Бельгии и Нидерландах. Первая российская открытка увидела свет в 1872 году. Еще через шесть лет на специальном конгрессе в Париже был принят международный стандарт размеров карточек (9 сантиметров длины, 14 сантиметров ширины). Позже его несколько раз меняли. Со временем появились подвиды открыток: поздравительные, видовые, репродукции, художественные, рекламные, политические и т. д.

Новые веяния

В 1820 году в Великобритании изобрели конверт. Спустя еще 30 лет появились штемпельные бандероли. В середине XIX столетия письмо могло совершить кругосветное путешествие за 80-85 дней. Отправления ускорились, когда в России была открыта Транссибирская магистраль.

XIX век ознаменовался последовательным появлением телеграфа, телефона и радио. Возникновение новых технологий не умалило значение, которое представляло для тогдашних людей почта. Телеграф и вовсе оказал неоценимое содействие ее развитию (во всех странах постепенно объединяли ведомства, отвечавшие за эти два вида связи).

В 1874 году был создан Всемирный почтовый союз и созван Всемирный почтовый конгресс. Целью мероприятия стало подписание международного соглашения, которое могло бы унифицировать разрозненные системы передачи корреспонденции разных стран мира. На конгрессе присутствовали представители 22 государств. Ими был подписан Всеобщий единый почтовый договор, вскоре переименованный во Всемирную почтовую конвенцию. Документ обобщил международные правила обмена отправлениями. С тех пор история почты России продолжалась в русле всемирной эволюции почтовой связи.

В конце XIX столетия началось развитие аэронавтики. Покорение человеком воздуха привело к исчезновению каких-либо физических барьеров для отправлений по всему миру. Как уже упоминалось выше, еще древним цивилизациям была известна своя аэропочта - голубиная почта. Птицы использовались людьми для коммуникации даже в самом зените прогресса. Особенно незаменимыми голуби становились во время кровопролитных конфликтов. Пернатая почта исправно использовалась на фронтах Первой и Второй мировой войны.

Электронная почта

У современной эпохи есть множество определений. Называют ее и информационной. И это во многом справедливо. Сегодня именно информация является главным ресурсом, двигающим прогресс. Связанная с ней революция произошла благодаря появлению интернета и современных средств коммуникации.

В наши дни знакомая многим поколениям людей бумажная почта понемногу уступает свое место электронной. На смену железному ящику для конвертов пришел e-mail, а социальные сети и вовсе стерли представления о расстоянии. Если еще двадцать лет назад интернет воспринимался как чудаческая забава, то теперь без него сложно представить жизнь современного человека. Доступный же каждому человеку электронный e-mail воплотил в себе многовековую эволюцию почты со всеми ее различными рывками и прыжками.

Быстро обменяться информацией, отослать сообщения на E-mail вашим друзьям, родственникам, близким; моментально сообщить о чем-либо с Вами происходящим не только в текстовом формате, но еще и приложить фотоотчет, предупредить начальство о том, что Вы снова застряли в пробке по дороге на любимую работу, написать/набрать любовное послание предмету Вашего обожания - что может быть легче? На сегодняшний день это так же просто как сложить 2+2 (правда у некоторых выходит и 5, по причине несвоевременной оплаты за интернет услугу или разрядки батареи на мобильном телефоне). Лет как 50 уже не новость, что развитие технологий упростило в n количество раз возможность коммуникации.

За время своего развития какими только методами человечество не пыталось донести нужную информацию, в основном важную, доставить в, так сказать, нужном направлении, любыми способами достичь адресата.

Изначально, научившись рисовать, вести «консервировались» в виде пиктограмм на стенах пещер, идеограмм (например древние египетские надписи). На заметку: пиктограмма - это когда нарисован стакан и имеется в виду стакан, идеограмма - это когда нарисован стакан и имеется в виду стакан, выпивка, стекольная промышленность и пр. в любой грамматической форме. От рисунков произошла письменность. Египтяне создали слоговое письмо, обратив внимание на то, что все слова состоят из сравнительно небольшого числа отдельных составных частей или слогов. Это навело их на мысль обозначить каждый слог определенным условным изображением.


Северо-американские индейцы использовали пиктографию еще до конца XIX в. Прошение индейцев президенту США:


Пример применения пиктограмм в современном мире

Пример идеограмм в современном мире

По истине великим достижением в культурном развитии человечества стала передача звукового языка с помощью небольшого количества букв. В XV веке до н. э. родиной праалфавита стало древнее государство Азии - Финикия, на восточном берегу Средиземного моря, где скрещивались пути многих цивилизаций. Финикийский алфавит состоял из 22 простых по написанию букв. Все они – согласные, потому что в финикийском языке основную роль играли согласные звуки. Чтобы прочитать слово, финикийцу достаточно было видеть его костяк, состоящий из согласных букв.

В Киевской Руси письменность не была чужда начиная с Х века, уже в те времена читать и писать умели не только знатные люди и духовенство, но и рядовые горожане, в том числе, женщины. Одним из самых замечательных археологических открытий в России стала находка нескольких сотен берестяных грамот, датируемых XI -XV веками. Одной из наиболее интересных находок являются грамоты мальчика Онфима.

Онфим начал писать азбуку, написал первые одиннадцать букв (правый верхний угол), после чего ему стало скучно и он нарисовал себя в виде взрослого воина, протыкающего врага копьем:

На каждом континенте возникали собственные системы письма. Появились они и в Америке. Всем известны неразгаданные таинственные иероглифические знаки народа майя.


В течение нескольких тысяч лет менялись орудия письма, материал, на котором писали. На место камня и глины пришли папирус, пергамент, бумага. Логично, что вскоре возникла потребность не только консервировать известия. Письмо написано, но оно ведь бесполезно, если останется там, где его написали. Нужно доставить послание адресату, возможно даже «на край света». Письмо повезут на лошадях или собаках, на поездах, пароходах, самолетах. Оно дойдет до самого глухого местечка, до избушки в тайге, до полярной станции в Арктике или Антарктике.

Наверное никто сейчас из нас отправляя смс, например, не готов ждать того, что оно достигнет адресата лет так через несколько. В давние времена роль передатчика информации возлагал на себя гонец, позднее письмоносец. Быть гонцом было трудно и небезопасно. Вот как жаловался на свою судьбу за 2300 лет до н.э. бедный египетский гонец:

«Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям своим из страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти. Жил гонец в постоянном страхе: принесешь своему или чужому властелину дурные вести - не снесешь головы. Считалось, что тот, кто приносит дурные вести, и сам повинен в несчастье».

В Греции гонцы пользовались почетом, в Персии письма передавались по цепочке пеших и конных гонцов, японские гонцы держали в руках колокольчики. Богатые патриции, владевшие рабами, использовали их как собственных гонцов на короткие расстояния, а на большие расстояния прибегали к услугам странствующих торговцев или путешественников. Посланные таким образом письма часто доходили через многие месяцы, когда они подчас теряли свое значение. Связь с заморскими владениями поддерживалась с помощью кораблей.

В государствах древнейшей культуры Южной Америки на дорогах находились почтовые курьеры, задачей которых были скорейшая доставка приказаний повелителя и передача важных новостей и известий. Сообщения были устными, так как инки не знали письменности. Такие послание были немногословным, дабы избежать путаницы или, что еще хуже, забыть его. Оно повторялось несколько раз до тех пор, пока его не запоминал очередной гонец. Гонец должен был обладать не только хорошей физической формой, но и хорошей памятью, пользоваться полным доверием.

Возводились почтовые пути, как правило, пролегавшие через уже имеющиеся торговые; часто в роли «почтальенов» были купцы, торговцы, ремесленники, которые путешествовали для сбыта изделий своего ремесла. Так даже возникла хорошо поставленная служба связи «почта мясников». Они согласовывали свои маршруты друг с другом, доставляли письма на далекие расстояния. Своего рода «почта мясников» существовала в древнем Новгороде.


Устройство римской почты было следующим: на расстоянии дня пути располагались крупные станции, между ними находилось несколько промежуточных, где можно было сменить лошадей. На крупных можно было переночевать, поесть, поменять повозку. Почта Таксисов, начавшая действовать в «Священной Римской империи германской нации» В X-XIII веках действовала по принципу эстафеты - через каждые 15 киллометров имелась промежуточная станция, где всегда был наготове конный курьер. Чтобы быстрее передать почту, курьер, приближаясь, трубил в рожок. Быстрая и надежная связь была особенно нужна во время многочисленных войн империи, когда требовалась срочная доставка приказов и распоряжений. Кроме императора и его наместников почтой Таксисов стали широко пользоваться купцы, банкиры и другие деловые люди. Благодаря этой поистине революционной идее доставка корреспонденции через пол-Европы занимала всего пять с половиной суток.
Развивавшаяся под руководством семейства почтовая сеть в течение столетия распространилась по всей Западной Европе. Вплоть до конца XVIII века конные курьеры и почтовые кареты Турни-Таксисов обслуживали территорию площадью более 200 тысяч км 2 с 13 млн жителей.

Земская почта (крупная сеть местных почт существовала в царской России ХIX веке), полевая почта, железнодорожная почта, арктическая почта, аэростатная почта(использовались воздушные шары с горячим воздухом), самолетная почта, почта собачьих упряжек, морская почта, ракетная почта(в 1959 году с подводной лодки “Barbero” ВМС США была запущена ракета, на которую вместо боеголовки поставили специальный контейнер для почты, в 90 годы прошлого века похожие запуски осуществлялись и с российских подлодок, правда, такой способ доставки почты массово не применяется из-за своей высокой стоимости) и другие имели и имеют место быть в таком важном деле, как доставка информации.

Голубиная почта


Более 5000 лет человек использует в качестве почтовых гонцов этих птиц, обладающих удивительной способностью возвращаться под родную кровлю даже издалека. Голубиную почту знали в древнем Египте. 2000 лет назад в Багдаде такая почта обслуживала самые отдаленные уголки государства. В средние века, когда возникли многочисленные королевства, княжества, герцогства, вновь стали использовать голубей. При дворах появились голубятники, короли и императоры получали издалека сообщения от своих посланников.

Во многих случаях крылатые курьеры успешно заменяли самые совершенные технические средства связи, а в отдельных случаях были единственным средством передачи информации с переднего края. За годы войны почтовыми голубями доставлено более 15 тысяч голубеграмм. Быстроту полёта голубей используют врачи английской клиники в Плимуте. Чтобы переправить данные анализов в больницу на машине, требуется 25 минут, а голуби успевают доставить их всего за 4 минуты. Да и стоит такой вид связи гораздо дешевле.

Послание в бутылке



В XVII-XVIII веках в Англии существовала должность королевского откупорщика океанских бутылок с письмами. Всем остальным, кто открывал бутылки самостоятельно, полагалась смертная казнь. Записка или письмо, помещенное в бутылку, вверяются морским волнам в том случае, если нет другого средства связи, например при кораблекрушении. Это очень ненадежный способ: обычно в море остается до 90% всех брошенных бутылок с письмами. Иногда такие бутылки совершают длинный путь. Одна бутылка, например, пересекла Атлантический океан от Нью-фаундленда до Ирландии. Для этого ей потребовалось всего 33 дня.

«На деревню к дедушке»


Не секрет даже для самого младшего пользователя, что любой электронный адрес включает в себя определенные данные, имеет свой четкий формат, который делится на две составляющие: имя самого пользователя и доменное имя(это как улица или город, в котором мы проживаем, и который указывается на конверте при отправке письма почтой). В старые времена странные адреса были далеко не литературным вымыслом. До появления нумерации домов почтальонам (да и отправителям) приходилось несладко. Чтобы письмо попало в нужные руки, адрес следовало указывать со всеми подробностями - такой-то этаж, поворот направо и т.п.
В Коста-Рике вся навигация и почтовая переписка до сих пор ведётся по описаниям наподобие «150 метров на запад от Макдоналдса» или «200 метров по левую сторону от церкви, красный дом с чёрными решётками».

Н. Гоголь «Ревизор»:
К о р о б к и н (читает адрес). Его благородию, милостивому государю, Ивану Васильевичу Тряпичкину, в Санкт-Петербурге, в Почтамскую улицу, в доме под нумером девяносто седьмым, повороты на двор, в третьем этаже направо. Ну, не адрес, а какой-то «репримант»!

Доставить на улицу, куда выходит крыло церкви в конце Ломбард Стрит». Или «Отдати си грамотку на Москве на Новгородском подворье Сафеского дому стряпчему Богдану Неёлову, а ему пожаловать отдать, не задержав и не по рукам Федоту Тихановичу.

  • Недавно югославские археологи нашли в Иране самое древнее и самое тяжелое любовное письмо. Оно написано даже не на глиняной табличке, как было принято в те времена, а высечено на камне весом 16 килограмм. Письмо относится к 2200 г, до н.э. Хотя и неприлично читать чужие письма, но археологи расшифровали клинописный текст. В нем юноша Гамиза просит девушку Дасбуай о свидании.
  • Автором самого длинного письма является иранец Хоссеин Мохаммад Декхани, который однажды получил письмо от своего друга, упрекавшего его в долгом молчании. Декхани засел за ответ и писал его 13 месяцев по 4 часа в день. Подробный рассказ о жизни занял 150 метров бумаги и весил 2 килограмма.
  • Свое почтовое отделение существовало даже на космической станции «Мир».
  • На одном из островов тихоокеанского государства Вануату в 50 метрах от берега находится подводная почтовая станция. Купив заранее специальный непромокаемый конверт, дайверы могут опустить письмо в почтовый ящик либо отдать дежурному почтальону, сидящему за стойкой в водолазном снаряжении. Подводные почтовые ящики также можно найти в Японии, Малайзии, на Багамах и других курортах.


  • На просторах США, удалённых от городов, нередко можно встретить стрелки из бетона длиной 25 метров. Это остатки навигационной системы для авиапочты, сооружённой в 1920-х годах, когда в самолётах ещё не было радиосвязи. Пилотам приходилось определять координаты по наземным ориентирам, а в плохую погоду и ночью летать было вообще нельзя. Поэтому между тихоокеанским и атлантическим побережьями были построены тысячи маяков-прожекторов, снабжённых автономными генераторами. Со временем система утратила свою актуальность, вышки были разобраны, и только бетонные стрелки служат напоминанием о её существовании.


История почты...

Почта происходит от немецкого слова - Post, итальянского - Posta, от позднелатинского - Posito, что означает - станция с переменными лошадьми, станция в пункте.

Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Эти сведения знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-«письмо» и табличка-«конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». До наших дней дошло два таких письма. Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.

4000 лет назад неизвестный египетский художник на одной из стен погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой руке - открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существование почты в те далекие времена. Документальные материалы о почтовых сообщениях мы имеем и среди других памятников древней культуры.

Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.

Во времена Кира и Дария в Персии(558 - 486 года до нашей эры) почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта.

Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили «Statio posita in…”(Станция расположена в …). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА (“Posta”).

Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдаленным временам. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027 - 249 года до нашей эры). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618 - 907 года до нашей эры) уже назначали генерал - почтмейстеров.

Эстафетная почта Китая доставляла императорские приказы и сообщения императору с необыкновенной быстротой. На древней китайской гравюре мы можем видеть, как выглядел китайский пеший почтовый гонец. Хотя работа и нелегка, но любимый зонт должен скрасить гонцу трудности далекого путешествия.

В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы - пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 год).

«Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем».

В Греции почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они называлисьгемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс - 400-500 стадий.

Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н.э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филипид передал только устное послание. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своём штабе гонцов - всадников на верблюдах.

Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы - завоеватели только в 16 веке.

Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно преодолевалось гонцом в высоком темпе. Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Думаю, что современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда и самолеты.

Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней известно очень мало.

Но, практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого касательства. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.

Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов («почта мясников»), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты.

Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза.

Ганза - торговый и политический союз северогерманских городов в 14 - 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере мы видим уже зачатки международной почты.

Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и- Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве.

В 1501 году Франц Таксис становится генерал - почтмейстером Нидерландов. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис - Ламораль становится имперским генерал - почтмейстером.

Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку «Турн» Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 году, получив ее в качестве пожалования короля.

Ламораль Таксис, новый генерал - почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против «дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами». Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами. Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность - таков был девиз почты Турн-и-Таксис. Именно этот девиз, строжайше соблюдался на практике. Впервые торговые люди и банкиры, простые люди и государственные чиновники могли быть уверены, что письма, документы, деньги быстро дойдут до адресата, и они вскоре получат ответ. Все это имело огромное значение для общества.

В 1850 году почта Турн-и-Таксис присоединилась к германо-австрийскому союзу. К этому времени во многих странах уже были выпущены почтовые марки. Правила германо-австрийского почтового союза предусматривали для его участников обязательство выпускать почтовые марки.

Именно поэтому 1 января 1852 году вышли первые почтовые марки почты Турн-и-Таксис. Всего почта Турн-и-Таксис выпустила 54 почтовые марки. Выпускала почта Турн-и-Таксис и маркированные конверты.

История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 году, когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.

В 1973 году в Бельгии вышла марка, посвященная почте Турн-и-Таксис. Одной из первых почтовая служба Таксисов появилась на территории Бельгии. Служащие этой своеобразной империи имели широкие права и привилегии. На почтовой марке отражена одна из них. На правом боку, сидящего на коне курьера, виден почтовый рожек.

В то время только служащие дома Таксисов имели право трубить в него. Звук рожка предупреждал почтовые станции о приближении курьера, на смену которому готовилась смена. Сигнал рожка освобождал от подорожной платы, в ночное время открывал городские ворота, заставлял встречный транспорт сворачивать с пути, уступая дорогу спешащему с почтой курьеру.

Услышав звук рожка, сменщик готовил своего коня, чтобы принять почту и немедленно отправиться далее. Гонцы обязаны были двигаться со скоростью не менее мили в час. В случае нарушений они подвергались штрафам.

В 17 веке Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые «почтовые крестьяне». Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту.

Обычно посылали батрака, который бежал, трубя в рожек, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. «Почтовые крестьяне» работали круглый год, независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они, то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибала во время шторма.


Русская почта является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к 10 веку. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием «повоз». Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.

Еще до татаро - монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Просто захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную «ям». Ям - это обязанность населения предоставлять лошадей и людей (какой же хозяин способен передать свою кормилицу в чужие руки!) для перевозки грузов и почты.

Татаро-монгольское иго сгинуло, но тюркское слово «ям» осталось в русском языке в качестве названия одной из многочисленных повинностей русского населения (вспомним самые известные - барщина, десятина и т.п.). Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей. С 16 века ямы находились в ведении Ямского приказа, предшественника Почтового департамента России (1782 год). Да и слово ямщик имеет те же корни. Хотя интересно отметить, что вначале ямщиками называли станционных смотрителей, и только позднее значение этого слова изменилось на современный лад: ямщик - человек, непосредственно управляющий лошадьми почтовых троек.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684): …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.


Четкая почтовая служба в России появилась, однако, только при царе Алексее Михайловиче. Организатором «правильной» почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 - 1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва - Вильну). На почтовом блоке, выпущенном к 100-летию русской почтовой марки хорошо видны наиболее яркие страницы истории русской почты.



Как видно из этих кратких примеров, развитие почты в различных странах имело немало отличий, но, в принципе, эволюция почты различных стран шла достаточно похожим путем. Начиналась она с доставки сообщений и приказов сильных мира сего, на каком то этапе она стала обслуживать и нужды других людей. Да и принципы построения достаточно похожи.


История почты развивается дальше. У почтовиков появляется форменная одежда. Появляются знаки почтовой оплаты и коллекционеры их. Совершенствуются способы доставки и защиты информации от любопытных глаз. Создается Всемирный почтовый союз. Появляются все новые и новые средства связи.

С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия.

Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури — общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции.
В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

Нет, не зря бился Шампольон над . Раскрытие их тайны подарило ученым великолепную возможность проникать в прошлое. Раскатывая свитки папирусов, историки все больше и больше узнавали о быте и нравах Древнего Египта. Не мудрено, что среди сотен папирусов, дошедших до наших дней, оказался свиток, описавший тяжкий труд древних почтальонов. Этот папирус был завещанием, написанным двадцать четыре столетия назад. Отец, умирая, наставлял сына: «Становись кем хочешь, но не почтальоном».

«Перед отправлением в чужие страны он, - читаем мы о гонце в этом завещании, - из опасения быть съеденным зверьми или убитым дикими азиатами завещает своим детям все имущество. А как ему живется в Египте? Едва возвратился он домой,как скоро должен снова собираться в путь. Затем, если он отправляйся куда-либо, то на нем всегда тяжелая ноша…»

Победитель спортивных игр – олимлиоиик – Не только проезжал на колеснице почета. Лучшие бегуны получали почетное право доставлять известия.

Ноша была тяжелой и опасной. Причем не только потому, что на дорогах встречались дикие звери. Судьба гонца частенько зависела от содержания письма. Известие радости сулило награду, печальная весть - смерть. Говорят, что персидские цари без сожаления умертвляли гонцов, приносивших недобрые сообщения.

И все же плохие или хорошие известия были ценностью. Они - единственный источник информации государственных деятелей древности. Вот почему, описывая одного из царей, историк Диодор Сицилийский подчеркивал: «Как только он с рассветом вставал, тотчас же он сам принимал от прибывших с разных сторон гонцов письма».

Гонцы Греции

Нет, неспроста заклинал своего сына безвестный египтянин не становиться гонцом. В Египте это была тяжелая, опасная служба. Иное дело Древняя Греция. Там вестникам воздавали небывалые почести…

Одетый в пурпурные одежды, под приветственные возгласы почитателей въезжал на колеснице в свой родной город олимпионик- победитель Олимпийских игр. И никого не удивляло, что таким людям назначали пожизненные пенсии, устанавливали в общественных местах их скульптурные изображения или… Делали гемеродромами - гонцами для самых быстрых, самых важных сообщений. Слава одного из таких чудо-бегунов дожила до наших дней.

История марафонского бега

Две тысячи с лишним лет назад стотысячное персидское войско высадилось неподалеку от Афин, в Марафонской долине.Афиняне могли противопоставить незваным гостям всего лишь десять тысяч воинов. Будущее сражение представлялось персам чем-то вроде игры кошки с мышкой.

Но персы были захватчиками, греки же защищали свободу. Это удесятерило их силы. Победить или умереть. Иного исхода Афины не видели, да и не хотели видеть.

Афиняне оказались в одиночестве. Их гемеродром Фидиппид показал чудеса скорости и в два дня достиг Спарты. Но спартанцы отказались помогать афинянам. Они предпочли выждать и посмотреть, как развернутся события. Оставалось одно - сражаться!

Опытный полководец Мильтиад, хорошо знавший повадки персов, возглавил афинское войско. 12 сентября 490 года до нашей эры его армия ринулась в атаку на врага…

Запыленный, окровавленный, прибежал гонец Мильтиада в притихшие Афины.

Радуйтесь, мы победили! - крикнул он и умер.

О герое-вестнике напоминает марафонский бег , одно из труднейших легкоатлетических соревнований. Сорок два километра сто девяносто пять метров бегут марафонцы. Столько же отделяло Афины от поля боя.

История марафонского вестника - свидетельство силы и слабости древнегреческой связи. Уважая гонца, отдавшего жизнь, чтобы донести известие, нельзя не подумать и о пределе человеческой выносливости. Марафонская дистанция считалась близкой к такому пределу. Но вот недавно в печати появились сообщения, опровергающие это распространенное мнение. Выяснилось, что индейцы из племени тарагумара, живущего в горах Сьерра-Мадре, в северо-западной Мексике, регулярно устраивают состязания в беге на… 270 километров! Но даже такая неслыханно длинная дистанция не смогла бы решить проблемы связи в больших державах древности…

Гонцы Персии

Примерно за сотню лет до марафонского сражения персы завоевали Ассирию. Персидский царь Кир (историки обычно называют его Киром-старшим) стал владыкой империи, разметнувшейся от Персидского залива до южных берегов Каспийского моря, от Каспийского моря до Черного, от Черного до Средиземного…

Чтобы управлять многонациональным рабовладельческим государством, нужна была отличная связь, и Кир эту связь имел.

«Ничто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журавли едва поспевают за ними», - писал о гонцах Кира греческий историк Ксенофонт.

Военные и торговые пути, выстроенные руками рабов, тянулись в разных направлениях Персидской державы. Но не безукоризненные дороги - главная особенность почты Кира.

Марафонскому вестнику в Греции установлен памятник. Фрагмент его вы видите на этой марке.

«Мы заметили еще и другое полезное открытие, продиктованное размерами его государства, - писал тот же Ксенофонт.- Благодаря ему он узнавал о положении дел отовсюду, из самых дальних углов государства. Выяснив, какое расстояние могла пройти лошадь за день пути, он основал на всех направлениях на таком расстоянии станции-приюты, оставив там лошадей вместе со служителями. Позднее он назначал здесь надсмотрщиков, которые получали доставленные письма, чтобы передать их дальше, заменив измученных людей и лошадей. Говорят, что транспортировка писем не прекращалась и ночью, так как дневные гонцы передавали письма ночным гонцам…» Короче: древние персы организовали в своем государстве эстафетную почту.

К этой характеристике ангариона (почтовая служба Древней Персии), которую дал Ксенофонт, можно добавить лишь одно - почтовая служба считалась делом огромной государственной важности. И не случайно некоторое время почтмейстером Кира был его племянник, будущий царь Дарий. Тот самый Дарий, который пытался покорить скифов и проиграл афинянам марафонскую битву.

«Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это - безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всём» . Эти слова принадлежат Халифу Абу Джефару Мансуру - багдадскому халифу, правившему в VIII веке.

Впрочем, важность почтовой связи для контроля над своими владениями и связи с чужими прекрасно понимали правители, жившие задолго до Мансура.

Почта древнего Египта

Известно, что уже в 3 тысячелетии до н.э. у египетских фараонов была вполне организованная служба гонцов - как пеших, так и конных. Благодаря им, правитель мог передавать свои повеления в самые дальние уголки страны, общаться со своими коллегами-конкурентами, а также получать необходимую информацию о том, что творится за пределами столицы. Гонцы первыми сообщали фараону о мятежах или вторжении вражеских войск.
Насколько почётной была работа скорохода неизвестно, зато опасностей хватало, поэтому перед уходом в дальний путь гонец обязательно завещал своё имущество детям - мало ли что...

Почтовая связь Инков

Существовали свои скороходы и на обратной стороне земного шара - прежде всего, в царстве Великого Инки. Индейская почтовая служба называлась "часки", а гонцы делились на две категории: атун-часки и чуро-часки . Первые служили и подчинялись исключительно верховному правителю, а вторые - передавали посылки и донесения от всех прочих.
До прихода бледнолицых индейцы не знали лошадей, а на ламах быстро не доскачешь. Поэтому гонцы передвигались исключительно пешком. Хотя у инков и были дороги, из-за гористой местности долго и быстро бежать по ним было трудно. Поэтому через каждые 2-5 км стояли посты-чуклы. На них запыхавшихся гонцов ждали свежие часки, чтобы забрать сообщение или посылку и продолжить путь. Известно, что пятисоткилометровая дорога, по которой доставляли рыбу от побережья в столицу, преодолевалась где-то за два дня.

Если поручение не терпело малейшего промедления, часка извещал о своём приближении к чукле, трубя в специальный рожок. Были свои ритуалы и при доставке сообщения. Если оно было радостным, в волосы вплетали красные ленты и махали кинжалом. А вот грустные рекомендовалось передавать тихо, стоя перед Великим Инкой на коленях.
Своих гонцов инки готовили с детства. Тренировки и строгие наказания делали часки выносливыми и стойкими. Тайна переписки блюлась очень строго.

Сьеса де Леон, «Хроника Перу»:
«...в таком строгом секрете вели свои дела те, кто проживал на почтовых станциях, что ни по просьбе, ни под угрозами, никогда они не рассказывали о том, что собирались передать в сообщении, пусть даже уведомление уже ушло дальше».

Правда, до старости гонцы доживали редко: ведь одно дело - утренняя пробежка трусцой, а другое - гонка на пределе сил.

Почта северных народов

Что касается северных народов, то у них сформировалась весьма специфическая почтовая связь - кочевая. Например, едет северный абориген на оленьей упряжке, а по пути встречает другого. Если встречный ехал в необходимом направлении, то ему передавалось послание. Если к посланию было привязано перо, то это означало: случилась беда, гони оленей во весь опор. И не дай Бог, прикрепить эту срочную "почтовую марку" на обычное послание - ни один порядочный человек с тобой общаться потом не будет.

Почтовая служба древней Греции

В отличие от Египта и Империи Инков, Древняя Греция представляла собой некий конгломерат суверенных городов-государств (полисов). Поэтому централизованной регулярной почтовой службы у них не было. Каждый полис содержал своих скороходов, которых называли "гемеродромы " ("дневные гонцы"). Известно, что за час гемеродром мог пробежать 55 стадий (около 10 км). Неудивительно, что многие гонцы становились победителями древних Олимпиад, и наоборот - олимпийских бегунов-призёров брали работать гонцами.

Персидская почта

А вот у извечных врагов древних греков - персов - регулярная почтовая связь "ангарейон " была налажена куда лучше - во многом благодаря царю Киру II (VI век до н.э.).

Эффективность персидской почты определялась двумя условиями. Первое - хорошо оборудованная сеть дорог, которые вели от столицы к окраинам Персии. Второе - наличие на этих дорогах почтовых станций со своими управляющими. Обычно станции были удалены друг от друга на расстоянии дневного пробега лошади, и именно там гонцы отдыхали и меняли лошадей.



Важнейшие дороги Персидского царства.

Например, на, так называемой, "Царской дороге" протяжённостью 2500 км располагалось 111 станций. И если пеший гонец мог преодолеть такой путь за 90 дней, то всадники покрывали его буквально за 6-8 дней. Почтовая эстафета была фактически круглосуточной - послание дневного гонца тут же забирал на станции гонец ночной.

Похожую систему почтовой связи позже создадут и улучшат римляне, но о них мы поговорим в отдельной статье.