операционная система – это обычная программа, поэтому было бы логично и организовать ее так же, как устроено большинство программ, то есть составить из процедур и функций. В этом случае компоненты операционной системы являются не самостоятельными модулями, а составными частями одной большой программы. Такая структура операционной системы называется монолитным ядром (monolithic kernel). Монолитное ядро представляет собой набор процедур, каждая из которых может вызвать каждую. Все процедуры работают в привилегированном режиме. Таким образом, монолитное ядро – это такая схема операционной системы , при которой все ее компоненты являются составными частями одной программы, используют общие структуры данных и взаимодействуют друг с другом путем непосредственного вызова процедур. Для монолитной операционной системы ядро совпадает со всей системой.

Во многих операционных системах с монолитным ядром сборка ядра, то есть его компиляция, осуществляется отдельно для каждого компьютера, на который устанавливается операционная система . При этом можно выбрать список оборудования и программных протоколов, поддержка которых будет включена в ядро. Так как ядро является единой программой, перекомпиляция – это единственный способ добавить в него новые компоненты или исключить неиспользуемые. Следует отметить, что присутствие в ядре лишних компонентов крайне нежелательно, так как ядро всегда полностью располагается в оперативной памяти. Кроме того, исключение ненужных компонентов повышает надежность операционной системы в целом.

Монолитное ядро – старейший способ организации операционных систем . Примером систем с монолитным ядром является большинство Unix-систем.

Даже в монолитных системах можно выделить некоторую структуру. Как в бетонной глыбе можно различить вкрапления щебенки, так и в монолитном ядре выделяются вкрапления сервисных процедур, соответствующих системным вызовам . Сервисные процедуры выполняются в привилегированном режиме, тогда как пользовательские программы – в непривилегированном. Для перехода с одного уровня привилегий на другой иногда может использоваться главная сервисная программа, определяющая, какой именно системный вызов был сделан, корректность входных данных для этого вызова и передающая управление соответствующей сервисной процедуре с переходом в привилегированный режим работы. Иногда выделяют также набор программных утилит, которые помогают выполнять сервисные процедуры.

Многоуровневые системы (Layered systems)

Продолжая структуризацию, можно разбить всю вычислительную систему на ряд более мелких уровней с хорошо определенными связями между ними, так чтобы объекты уровня N могли вызывать только объекты уровня N-1. Нижним уровнем в таких системах обычно является hardware, верхним уровнем – интерфейс пользователя. Чем ниже уровень, тем более привилегированные команды и действия может выполнять модуль, находящийся на этом уровне. Впервые такой подход был применен при создании системы THE (Technishe Hogeschool Eindhoven) Дейкстрой (Dijkstra) и его студентами в 1968 г. Эта система имела следующие уровни:


Рис. 1.2.

Слоеные системы хорошо реализуются. При использовании операций нижнего слоя не нужно знать, как они реализованы, нужно лишь понимать, что они делают. Слоеные системы хорошо тестируются. Отладка начинается с нижнего слоя и проводится послойно. При возникновении ошибки мы можем быть уверены, что она находится в тестируемом слое. Слоеные системы хорошо модифицируются. При необходимости можно заменить лишь один слой, не трогая остальные. Но слоеные системы сложны для разработки: тяжело правильно определить порядок слоев и что к какому слою относится. Слоеные системы менее эффективны, чем монолитные. Так, например, для выполнения операций ввода-вывода программе пользователя придется последовательно проходить все слои от верхнего до нижнего.

Виртуальные машины

В начале лекции мы говорили о взгляде на операционную систему как на виртуальную машину , когда пользователю нет необходимости знать детали внутреннего устройства компьютера. Он работает с файлами, а не с магнитными головками и двигателем; он работает с огромной виртуальной, а не ограниченной реальной оперативной памятью; его мало волнует, единственный он на машине пользователь или нет. Рассмотрим несколько иной подход. Пусть операционная система реализует виртуальную машину для каждого пользователя, но не упрощая ему жизнь, а, наоборот, усложняя. Каждая такая виртуальная машина предстает перед пользователем как голое железо – копия всего hardware в вычислительной системе, включая процессор , привилегированные и непривилегированные команды, устройства ввода-вывода, прерывания и т.д. И он остается с этим железом один на один. При попытке обратиться к такому виртуальному железу на уровне привилегированных команд в действительности происходит системный вызов реальной операционной системы , которая и производит все необходимые действия. Такой подход позволяет каждому пользователю загрузить свою операционную систему на виртуальную машину и делать с ней все, что душа пожелает.


Рис. 1.3.

Первой реальной системой такого рода была система CP/CMS, или VM/370, как ее называют сейчас, для семейства машин IBM/370.

Недостатком таких операционных систем является снижение эффективности виртуальных машин по сравнению с реальным компьютером, и, как правило, они очень громоздки. Преимущество же заключается в использовании на одной вычислительной системе программ, написанных для разных операционных систем .

Микроядерная архитектура

Современная тенденция в разработке операционных систем состоит в перенесении значительной части системного кода на уровень пользователя и одновременной минимизации ядра. Речь идет о подходе к построению ядра, называемом микроядерной архитектурой ( microkernel architecture) операционной системы , когда большинство ее составляющих являются самостоятельными программами. В этом случае взаимодействие между ними обеспечивает специальный модуль ядра, называемый микроядром. Микроядро работает в привилегированном режиме и обеспечивает взаимодействие между программами, планирование использования процессора , первичную обработку прерываний , операции ввода-вывода и базовое управление памятью.


Рис. 1.4.

Остальные компоненты системы взаимодействуют друг с другом путем передачи сообщений через микроядро.

Основное достоинство микроядерной архитектуры высокая степень модульности ядра операционной системы . Это существенно упрощает добавление в него новых компонентов. В микроядерной операционной системе можно, не прерывая ее работы, загружать и выгружать новые драйверы, файловые системы и т. д. Существенно упрощается процесс отладки компонентов ядра, так как новая версия драйвера может загружаться без перезапуска всей операционной системы . Компоненты ядра операционной системы ничем принципиально не отличаются от пользовательских программ, поэтому для их отладки можно применять обычные средства. Микроядерная архитектура повышает надежность системы, поскольку ошибка на уровне непривилегированной программы менее опасна, чем отказ на уровне режима ядра.

В то же время микроядерная архитектура операционной системы вносит дополнительные накладные расходы, связанные с передачей сообщений, что существенно влияет на производительность. Для того чтобы микроядерная операционная система по скорости не уступала операционным системам на базе

  • управление адресным пространством виртуальной памяти .
  • управление процессами и потоками (нитями).
  • средства межпроцессной коммуникации .
  • Все остальные сервисы ОС, в классических монолитных ядрах предоставляемые непосредственно ядром, в микроядерных архитектурах реализуются в адресном пространстве пользователя (Ring3) и называются сервисами. Примерами таких сервисов, выносимых в пространство пользователя в микроядерных архитектурах, являются сетевые сервисы , файловая система , драйверы .

    Основное достоинство микроядерной архитектуры - высокая степень модульности ядра операционной системы. Это существенно упрощает добавление в него новых компонентов. В микроядерной операционной системе можно, не прерывая её работы, загружать и выгружать новые драйверы, файловые системы и т. д. Существенно упрощается процесс отладки компонентов ядра, так как новая версия драйвера может загружаться без перезапуска всей операционной системы. Компоненты ядра операционной системы ничем принципиально не отличаются от пользовательских программ, поэтому для их отладки можно применять обычные средства. Микроядерная архитектура повышает надежность системы, поскольку ошибка на уровне непривилегированной программы менее опасна, чем отказ на уровне режима ядра.

    И чтобы добавить в ОС с микроядром драйвер того или иного устройства, не надо перекомпилировать всё ядро, а надо лишь отдельно откомпилировать этот драйвер и запустить его в пользовательском пространстве.

    В то же время микроядерная архитектура операционной системы вносит дополнительные накладные расходы, связанные с обменом сообщениями , что отрицательно влияет на производительность. Для того чтобы микроядерная операционная система по скорости не уступала операционным системам на базе монолитного ядра, требуется очень аккуратно проектировать разбиение системы на компоненты, стараясь минимизировать взаимодействие между ними. Таким образом, основная сложность при создании микроядерных операционных систем - необходимость очень аккуратного проектирования.

    Классическим примером микроядерной системы является Symbian OS . Это пример распространенной и отработанной микроядерной (a начиная c версии Symbian OS v8.1, и наноядерной) операционной системы.

    Создателям Symbian OS удалось совместить эффективность и концептуальную стройность, несмотря на то что современные версии этой системы предоставляют обширные возможности, в том числе средства для работы c потоковыми данными, стеками протоколов, критичными к латентности ядра, графикой и видео высокого разрешения). Разработчики Symbian вынесли практически все прикладные (т.e. выходящие за пределы компетенции ядра) задачи в модули-серверы, функционирующие в пользовательском адресном пространстве.

    В ОС Windows NT версий 3.х микроядерная архитектура с сервисным процессом использовалась для подсистемы графики и пользовательского интерфейса. В частности, драйвер графической аппаратуры загружался в контекст сервисного процесса, а не ядра. Начиная с версии 4, от этого отказались, сервисный процесс сохранился только для управления консольными окнами командной строки, а собственно графическая подсистема вместе с драйвером аппаратуры (в том числе трехмерной графики) переместилась в специально обособленный регион ядра ОС.

    ОС Windows CE (и созданные на её основе сборки, такие, как Windows Mobile), будучи практически полностью совместимой (как подмножество) с Windows NT по вызовам и методам программирования приложений, тем не менее полностью отличается от Windows NT по внутренней архитектуре и является микроядерной ОС с выносом всех драйверов устройств, сетевых стеков и графической подсистемы в сервисные процессы.

    Недостаток - плата за принудительное «переключение» процессов в ядре (переключение контекста); этот факт собственно и объясняет трудности в проектировании и написании ядер подобной конструкции. Эти недостатки способны обойти ОС, использующие архитектуру экзоядра , являющуюся дальнейшим развитием микроядерной архитектуры.

    См. также

    Микроядра
    ОС на основе микроядер

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Микроядро" в других словарях:

      Микроядро … Орфографический словарь-справочник

      Центральная часть операционной системы, выполняющая основные функции управления системой: управление виртуальной памятью; поддержка выполнения процессов; организация взаимодействия процессов; обслуживание ввода/вывода данных и прерываний. По… … Финансовый словарь - У этого термина существуют и другие значения, см. L4. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    В микроядерных операционных системах мы можем выделить центральный ком­пактный модуль, относящийся к супервизорной части системы. Этот модуль име­ет очень небольшие размеры и выполняет относительно небольшое количество управляющих функций, но позволяет передать управление на другие управляю­щие модули, которые и выполнят затребованную функцию. Микроядро - это ми­нимальная главная (стержневая) часть операционной системы, служащая осно­вой модульных и переносимых расширений. Микроядро само является модулем системного программного обеспечения, работающим в наиболее приоритетном состоянии компьютера и поддерживающим связи с остальной частью операцион­ной системы, которая рассматривается как набор серверных приложений (служб).

    В 90-е годы XX века было весьма распространенным убеждение, что большинство операционных систем следующих поколений будут строиться как микроядерные. Однако практика показывает, что это не совсем так. Разработчики желают иметь компактное микроядро, но при этом включить в него как можно больше функций, исполняемых непосредственно этим программным модулем. Ибо выполнение за­требованной функции другим модулем, вызываемым из микроядра, приводит и к дополнительным задержкам, и к дополнительным сложностям. Более того, име­ется масса разных мнений по поводу того, как следует организовывать службы опе­рационной системы по отношению к микроядру; как проектировать драйверы устройств, чтобы добиться наибольшей эффективности, но сохранить функции


    290______________________________ Глава 9. Архитектура операционных систем

    драйверов максимально независимыми от аппаратуры; следует ли выполнять опе­рации, не относящиеся к ядру, в пространстве ядра или в пространстве пользова­теля; стоит ли сохранять программы имеющихся подсистем (например, UNIX) или лучше отбросить все и начать с нуля.

    Основная идея, заложенная в технологию микроядра заключается в том, чтобы создать необходимую среду верхнего уровня иерархии, из которой можно легко получить доступ ко всем функциональным возможностям уровня аппаратного обеспечения. При этом микроядро является стартовой точкой для создания всех остальных модулей системы. Все эти остальные модули, реализующие необхо­димые системе функции, вызываются из микроядра и выполняют сервисную роль. При этом они получают статус обычного процесса или задачи. Можно сказать, что микроядерная архитектура соответствует технологии клиент-сервер. Имен­но эта технология позволяет в большей мере и с меньшими трудозатратами реа­лизовать перечисленные выше принципы проектирования операционных сис­тем.

    Важнейшая задача разработки микроядра заключается в выборе базовых прими­тивов, которые должны находиться в микроядре для обеспечения необходимого и достаточного сервиса. В микроядре содержится и исполняется минимальное ко­личество кода, необходимое для реализации основных системных вызовов. В чис­ло этих вызовов входят передача сообщений и организация другого общения меж­ду внешними по отношению к микроядру процессами, поддержка управления прерываниями, а также ряд других весьма немногочисленных функций. Осталь­ные системные функции, характерные для «обычных» (не микроядерных) опера­ционных систем, обеспечиваются как модульные дополнения-процессы, взаимо­действующие главным образом между собой и осуществляющие взаимодействие посредством передачи сообщений.

    Для большинства микроядерных операционных систем основой для такой архи­тектуры выступает технология микроядра Mach. Эта операционная система была создана в университете Карнеги Меллон, и многие разработчики брали с нее при­мер.

    Исполняемые микроядром функции ограничены в целях сокращения его разме­ров и максимизации количества кода, работающего как прикладная программа. Микроядро включает только те функции, которые требуются в целях определе­ния набора абстрактных сред обработки для прикладных программ и организации совместной работы приложений. В результате микроядро обеспечивает только пять различных типов сервисов:

    Управление виртуальной памятью;

    Поддержка заданий и потоков;

    Взаимодействие между процессами (Inter-Process Communication, IPC);
    - управление поддержкой ввода-вывода и прерываниями;

    Сервисы хоста (host) 1 и процессора.

    1 Хост - главный компьютер. Нынче этим термином обозначают любой компьютер, имеющий IP-адрес.


    Микроядерные операционные системы________________ 291

    Другие подсистемы и функции операционной системы, такие как файловые сис­темы, поддержка внешних устройств и традиционные программные интерфейсы, оформляются как системные сервисы либо получают статус обычных обрабаты­вающих задач. Эти программы работают как приложения на микроядре.

    С применением концепции нескольких потоков выполнения на одно задание мик­роядро создает прикладную среду, обеспечивающую использование мультипро­цессоров; при этом совсем не обязательно, чтобы машина была мультипроцессор­ной: на однопроцессорной машине различные потоки просто выполняются в разное время. Вся поддержка, требуемая для мультипроцессорных машин, сконцентри­рована в сравнительно малом и простом микроядре.

    Благодаря своим небольшим размерам и способности поддерживать остальные службы в виде обычных процессов, выполняющихся вместе с прикладными про­граммами, сами микроядра проще, чем ядра монолитных или модульных операци­онных систем. С микроядром супервизорная часть операционной системы разби­вается на модульные части, которые могут быть сконфигурированы целым рядом способов, позволяя строить большие системы добавлением частей к меньшим. Например, каждый аппаратно-независимый нейтральный сервис логически отде­лен и может быть сконфигурирован различными способами. Микроядра также облегчают поддержку мультипроцессоров созданием стандартной программной среды, которая может использовать несколько процессоров, если они есть, однако если их нет, работает на одном. Специализированный код для мультипроцессоров ограничен самим микроядром. Более того, сети из общающихся между собой мик­роядер могут быть использованы для операционной системной поддержки возни­кающего класса массивно параллельных машин.

    В некоторых случаях использование микроядерного подхода на практике сталки­вается с определенными сложностями, что проявляется в некотором замедлении скорости выполнения системных вызовов при передаче сообщений через микро­ядро по сравнению с классическим подходом. С другой стороны, можно констати­ровать и обратное. Поскольку микроядра малы и в значительной степени оптимизи­рованы, при соблюдении ряда условий они позволяют обеспечить характеристики реального времени, требующиеся для управления устройствами и для высокоско­ростных коммуникаций. Наконец, хорошо структурированные микроядра обеспе­чивают изолирующий слой для аппаратных различий, которые не маскируются применением языков программирования высокого уровня. Таким образом, они упрощают перенесение кода и увеличивают уровень его повторного использова­ния.

    Наиболее ярким представителем микроядерных операционных систем является операционная система реального времени QNX. Микроядро QNX поддерживает только планирование и диспетчеризацию процессов, взаимодействие процессов, обработку прерываний и сетевые службы нижнего уровня (подробнее об ОС QNX см. в главе 10). Это микроядро обеспечивает всего лишь пару десятков системных вызовов, но благодаря этому оно может быть целиком размещено во внутреннем кэше даже таких процессоров, как Intel 486. Как известно, разные версии этой опе­рационной системы имели и разные объемы ядер - от 8 до 46 Кбайт.


    292______________________________ Глава 9. Архитектура операционных систем

    Чтобы построить минимальную систему QNX, требуется добавить к микроядру менеджер процессов, который создает процессы и управляет ими и памятью про­цессов. Чтобы операционная система QNX была применима не только во встроен­ных и бездисковых системах, нужно добавить файловую систему и менеджер уст­ройств. Эти менеджеры исполняются вне пространства ядра, так что ядро остается небольшим.

    В микроядерных операционных системах можно выделить центральный ком­пактный модуль, относящийся к супервизорной части системы. Этот модуль име­ет очень небольшие размеры и выполняет относительно небольшое количество управляющих функций, но позволяет передать управление на другие управляю­щие модули, которые и выполнят затребованную функцию. Микроядро - это ми­нимальная главная (стержневая) часть операционной системы, служащая осно­вой модульных и переносимых расширений. Микроядро само является модулем системного программного обеспечения, работающим в наиболее приоритетном состоянии компьютера и поддерживающим связи с остальной частью операцион­ной системы, которая рассматривается как набор серверных приложений (служб)

    В 90-е годы XX века было весьма распространенным убеждение, что большинство операционных систем следующих поколений будут строиться как микроядерные. Однако практика показывает, что это не совсем так. Разработчики желают иметь компактное микроядро, но при этом включить в него как можно больше функций, исполняемых непосредственно этим программным модулем. Ибо выполнение за­требованной функции другим модулем, вызываемым из микроядра, приводит и к дополнительным задержкам, и к дополнительным сложностям. Более того, имеется масса разных мнений по поводу того, как следует организовывать службы опе­рационной системы по отношению к микроядру; как проектировать драйверы устройств, чтобы добиться наибольшей эффективности, но сохранить функции драйверов максимально независимыми от аппаратуры; следует ли выполнять опе­рации, не относящиеся к ядру, в пространстве ядра или в пространстве пользователя; стоит ли сохранять программы имеющихся подсистем (например, UNIX) или лучше отбросить все и начать с нуля.

    Основная идея, заложенная в технологию микроядра заключается в том, чтобы создать необходимую среду верхнего уровня иерархии, из которой можно легко получить доступ ко всем функциональным возможностям уровня аппаратного обеспечения. При этом микроядро является стартовой точкой для создания всех остальных модулей системы. Все эти остальные модули, реализующие необхо­димые системе функции, вызываются из микроядра и выполняют сервисную роль. При этом они получают статус обычного процесса или задачи. Можно сказать, что микроядерная архитектура соответствует технологии клиент-сервер. Имен­но эта технология позволяет в большей мере и с меньшими трудозатратами реа­лизовать перечисленные выше принципы проектирования операционных сис­тем.

    Важнейшая задача разработки микроядра заключается в выборе базовых прими­тивов, которые должны находиться в микроядре для обеспечения необходимого и достаточного сервиса. В микроядре содержится и исполняется минимальное количество кода, необходимое для реализации основных системных вызовов. В чис­ло этих вызовов входят передача сообщений и организация другого общения меж­ду внешними по отношению к микроядру процессами, поддержка управления прерываниями, а также ряд других весьма немногочисленных функций. Осталь­ные системные функции, характерные для «обычных» (не микроядерных) опера­ционных систем, обеспечиваются как модульные дополнения-процессы, взаимодействующие главным образом между собой и осуществляющие взаимодействие посредством передачи сообщений.

    Для большинства микроядерных операционных систем основой для такой архи­тектуры выступает технология микроядра Mach. Эта операционная система была создана в университете Карнеги Меллон, и многие разработчики брали с нее пример.

    Исполняемые микроядром функции ограничены в целях сокращения его разме­ров и максимизации количества кода, работающего как прикладная программа. Микроядро включает только те функции, которые требуются в целях определе­ния набора абстрактных сред обработки для прикладных программ и организации совместной работы приложений. В результате микроядро обеспечивает только пять различных типов сервисов:

    • управление виртуальной памятью;
    • поддержка заданий и потоков;
    • взаимодействие между процессами (Inter-Process Communication, IPC);
    • управление поддержкой ввода-вывода и прерываниями;
    • сервисы хоста (host) и процессора.

    Другие подсистемы и функции операционной системы, такие как файловые сис­темы, поддержка внешних устройств и традиционные программные интерфейсы, оформляются как системные сервисы либо получают статус обычных обрабаты­ающих задач. Эти программы работают как приложения на микроядре.

    С применением концепции нескольких потоков выполнения на одно задание мик­роядро создает прикладную среду, обеспечивающую использование мультипро­цессоров; при этом совсем не обязательно, чтобы машина была мультипроцессорной: на однопроцессорной машине различные потоки просто выполняются в разное время. Вся поддержка, требуемая для мультипроцессорных машин, сконцентри­рована в сравнительно малом и простом микроядре.

    Благодаря своим небольшим размерам и способности поддерживать остальные службы в виде обычных процессов, выполняющихся вместе с прикладными про­граммами, сами микроядра проще, чем ядра монолитных или модульных операционных систем. С микроядром супервизорная часть операционной системы разби­вается на модульные части, которые могут быть сконфигурированы целым рядом способов, позволяя строить большие системы добавлением частей к меньшим. Например, каждый аппаратно-независимый нейтральный сервис логически отде­лен и может быть сконфигурирован различными способами. Микроядра также облегчают поддержку мультипроцессоров созданием стандартной программной среды, которая может использовать несколько процессоров, если они есть, однако если их нет, работает на одном. Специализированный код для мультипроцессоров ограничен самим микроядром. Более того, сети из общающихся между собой мик­роядер могут быть использованы для операционной системной поддержки возни­кающего класса массивно параллельных машин.

    В некоторых случаях использование микроядерного подхода на практике сталки­вается с определенными сложностями, что проявляется в некотором замедлении скорости выполнения системных вызовов при передаче сообщений через микро­ядро по сравнению с классическим подходом. С другой стороны, можно констати­ровать и обратное. Поскольку микроядра малы и в значительной степени оптимизи­рованы, при соблюдении ряда условий они позволяют обеспечить характеристики реального времени, требующиеся для управления устройствами и для высокоско­ростных коммуникаций. Наконец, хорошо структурированные микроядра обеспе­чивают изолирующий слой для аппаратных различий, которые не маскируются применением языков программирования высокого уровня. Таким образом, они упрощают перенесение кода и увеличивают уровень его повторного использова­ния.

    Наиболее ярким представителем микроядерных операционных систем является операционная система реального времени QNX . Микроядро QNX поддерживает только планирование и диспетчеризацию процессов, взаимодействие процессов, обработку прерываний и сетевые службы нижнего уровня. Это микроядро обеспечивает всего лишь пару десятков системных вызовов, но благодаря этому оно может быть целиком размещено во внутреннем кэше даже таких процессоров, как Intel 486. Как известно, разные версии этой опе­рационной системы имели и разные объемы ядер - от 8 до 46 Кбайт.

    Текст лекции

    Ключевые вопросы

    Лекция № 2. Архитектура операционных систем. Часть 1

    · Цель и задачи курса.

    · Информация и данные.

    · Основные понятия и определения: дисковые операционные системы (ДОС); ОС общего назначения; системы промежуточных типов, Системы виртуальных машин; Системы реального времени; Системы кросс-разработки; системы промежуточных типов.

    · Основные понятия и определения:Микроядро.

    · История развития систем.

    · Назначение и основные компоненты СБД.

    · Монолитные операционные системы..

    Структура и сложность операционных систем существенно изменяется по мере развития, как самих операционных систем, так и аппаратного обеспечения . Операционная система CTSS, разработанная в Массачусетском технологическом институте (МТИ) в 1963 году занимала в памяти около 36 тысяч 36-разрядных слов. OS/360, разработанная фирмой IBM через год, содержала уже более миллиона машинных команд. Система Multics, совместно разработанная специалистами МТИ и Bell Laboratories в 1975 году содержала уже около 20 миллионов команд.

    Увеличение размера и сложности операционных систем привело к возникновению трех распространенных проблем:

    Операционные системы доходят до пользователя с существенным опозданием,

    В системах присутствуют скрытые ошибки, требующие исправления,

    Рост производительности операционных систем не так велик, как хотелось бы.

    Пути решения эти проблем, вообще говоря, достаточно очевидны:

    Система должна состоять из модулей – это упрощает ее написание и отладку,

    Модули должны иметь тщательно разработанные и максимально простые интерфейсы – это также облегчает написание и отладку, а также внесение изменений в систему.

    Несмотря на очевидность такого решения, оказалось, что для сложных систем, состоящих и миллионов и более строк, оно не избавляет от всех проблем.

    Структура операционной системы во многом зависит от того, к какому из типов она относится. Типов операционных систем можно выделить много, однако по большому счету можно выделить следующие:

    Микроядерные,

    Монолитные,

    Многоуровневые,

    Виртуальные машины,

    Экзоядро,

    Модель клиент-сервер.

    Микроядро – это минимальная часть операционной системы, являющаяся основой для модульных и переносимых расширений. Основная идея микроядра – создать необходимую среду верхнего уровня, из которой можно получить доступ ко всем функциям уровня аппаратного обеспечения .

    В микроядре содержится минимальное количество кода, необходимое для реализации основных системных вызовов. К этим вызовам относятся передача сообщений и другие коммуникации между внешними по отношению к ядру процессами, управление прерываниями и некоторые другие функции. Остальные функции реализуются как модульные дополнения, взаимодействующие между собой с помощью сообщений.



    Микроядро работает с наивысшим приоритетом и обеспечивает работу остальной части операционной системы как набора серверных приложений. Технология микроядра Mach (мэк) создана в университете Карнеги Меллон и служит основой многих операционных систем.

    Функциональность микроядра ограничена с целью сокращения его размеров и перевода большей части операционной системы в ранг прикладной программы. Обычно микроядро поддерживает пять различных типов сервисов :

    Управление виртуальной памятью,

    Управление заданиями и потоками,

    Межпроцессные коммуникации (IPC – inter-process communication),

    Управление вводом-выводом и прерываниями,

    Обеспечение клиент-серверного сервиса.

    Другие функции операционной системы размещаются в других сервисах ОС, работающих как приложения микроядра.

    Суть микроядерной архитектуры состоит в следующем . В привилегированном режиме работает только очень небольшая часть операционной системы, называемая микроядром. Микроядро защищено от остальных частей ОС и от приложений. Набор функций микроядра соответствует функциям слоя базовых механизмов обычного ядра. Это те функции, которые нельзя выполнить в пользовательском режиме. На рисунке 1.2 показан механизм переноса основного объема функций ядра в пространство пользователя .

    Благодаря своим размерам и способности поддерживать стандартные сервисы программирования микроядро проще ядер монолитных или модульных операционных систем.

    Рисунок 4.1 – Перенос основного объема функций ядра в пространство пользователя

    Все остальные функции ядра оформляются в виде приложений, работающих в пользовательском режиме. Однозначных рекомендаций о том, какие из системных функций следует выполнять в привилегированном режиме, а какие в пользовательском, не существует.

    Менеджеры ресурсов, вынесенные в пользовательский режим, называются серверами ОС, так как их основным назначением является обслуживание запросов приложений и других модулей ОС. Для реализации этого механизма необходимо наличие в ОС эффективного способа вызова процедур одного процесса из другого. Поддержка этого механизма и является основной функцией микроядра.

    На рисунке 4.2 показан механизм обращения к функциям ОС, оформленных в виде серверов. Клиент, которым может быть либо прикладная программа, либо другой компонент операционной системы, запрашивает выполнение некоторой функции у соответствующего сервера, посылая ему сообщение. Непосредственная передача сообщений между приложениями невозможна, так как их адресные пространства изолированы друг от друга. Микроядро, выполняющееся в привилегированном режиме, имеет доступ ко всем адресным пространствам, поэтому может работать в качестве посредника. Таким образом, работа микроядерной операционной системы соответствует модели клиент-сервер, в которой роль транспортных средств выполняет микроядро.

    Наиболее ярким представителем микроядерных ОС является операционная система реального времени QNX. Микроядро QNX планирует только планирование и диспетчеризацию процессов, их взаимодействие, обработку прерываний и сетевые службы нижнего уровня. Такое микроядро обеспечивает лишь два десятка системных вызовов и имеет размер от 8 до 46 килобайт.

    Рисунок 4.2 – Реализация системного вызова в микроядерной архитектуре

    Для построения минимальной системы QNX к микроядру следует добавить менеджер процессов, который создает процессы, управляет ими и их памятью. Для применения QNX в настольной ПЭВМ, к микроядру следует добавить также файловую систему и менеджер устройств.

    Все эти менеджеры выполняются вне пространства ядра, так что ядро остается небольшим.

    Рассмотрим кратко достоинства и недостатки микроядерных ОС. К достоинствам их можно отнести:

    Переносимость, обусловленная тем, что весь машинно-зависимый код изолирован в микроядре,

    Расширяемость, обусловленная ограниченным набором четко определенных интерфейсов микроядра; добавление новой подсистемы требует разработки нового приложения, что никак не затрагивает целостность микроядра,

    Надежность, обусловленная тем, что каждый сервер выполняется в виде отдельного процесса в собственной области памяти, что защищает его от других серверов ОС (в традиционной операционной системе все модули могут влиять друг на друга); повышению надежности способствует также уменьшенный объем кода микроядра,

    Пригодность для распределенных вычислений, так как использует механизмы клиент-серверного взаимодействия, причем серверы микроядерной ОС могут находиться как на одном, так и на разных компьютерах.

    Основным недостатком микроядерной ОС является сниженная по сравнению с классической ОС производительность. Дело в том, что при классической организации ОС выполнение системного вызова сопровождается двумя переключениями режимов, а при микроядерной архитектуре – четырьмя. Ситуация иллюстрируется рисунком 4.3.

    Рисунок 4.3 – Смена режимов при выполнении системного вызова

    Серьезность этого недостатка хорошо иллюстрирует история развития Windows NT . В версиях 3.1 и 3.5 диспетчер окон, графическая оболочка и высокоуровневые драйверы графических устройств были включены в состав сервера пользовательского режима, и вызов этих функций осуществлялся в соответствии с микроядерной схемой. Однако, разработчикам стало ясно, что такой механизм существенно снижает быстродействие системы, поэтому в версии 4.0 перечисленные выше модули были включены в ядро. Этот факт отдалил ОС от идеальной микроядерной архитектуры, но сделал систему более производительной.